Йога чакры. Тонкие тела и чакры Йога для начинающих раскрытие чакр

Кундалини йога является современным направлением в йоге. Она повышает энергию кундалини, которая совокупляется в основании позвоночной оси, если систематически проводить медитации.

Чакры и кундалини тесно связаны между собой. Энергия кундалини способна проходить по всем чакрам человека, но постепенно. На наивысшей ступени Сахасраре она сливается с Шивой. После этого останавливается собственное сознание йогина.

В нашем теле очень много чакр (энергетических центров), но все учения говорят только о семи основных.

Их цветовая гамма такая же, как и цвета радуги: от красного цвета (1 чакра) до фиолетового (7 чакра). Каждый человек больше чувствует свои энергетические центры. Мы к этому приспособились и не обращаем на них особого внимания.

Энергия всех прошлых жизненных карм и есть силой Кундалини. Нельзя точно сказать, где именно расположена кундалини. Но 1 чакра Мулдхара является источником проявления кундалини. Если кундалини поднимается выше, преодолевая все энергетические препятствия в тонкой материи, постепенно начнут раскрываться чакры расположены выше. И в вас активизируются такие области восприятия, которые были недоступны для вашего сознания.

Все чувства и ощущения человеческого бытия – это деятельность кундалини. А раскрытие энергетических центров – это проявление потенциала до бесконечности. То, кем себя ощущает человек и как он это делает есть сила кундалини, которая воссоздается через энергетические каналы.

Разработаны специальные практики, способны достаточно быстро пробудить силу кундалини, чтобы она прошлась по каждому энергетическому центру и зарядила его своей энергией для раскрытия всех возможностей человека. Однако такие упражнения не такие уж и безопасные и запрещены для самостоятельного освоения.

Описание чакр и их значение

Значение «чакра» — это восточное название из языка санскрита. Они располагаются в порядке снизу к верху:

  • чакра 1 – Муладхара (место копчика, у женщин это задняя стенка на шейке матки);
  • чакра 2 – Свадхистана (органы репродуктивной системы);
  • чакра 3 – Манипура (место пупка);
  • чакра 4 – Анахата (грудь);
  • чакра 5 – Вишдуха (горло);
  • чакра 6 – Аджана (третий глаз);
  • чакра 7 – Сахасрара (место макушки).

Ниже будет краткое описание каждой ступени.

Мулдха

Первая чакра Муладха еще называется корневой. Она отвечает за сознание человека на уровне его физических потребностей (пища, жилье, безопасность). На ней заключается сознание животного мира. Самый яркий пример человека остановившегося на Мулдхе – Шариков («Собачье сердце»). Блокируют ее животные страхи.

Но хорошо развитая Муладха пробуждает силу кундалини и дарит крепкое здоровье, прекрасные физические способности в йоге. Когда она раскрывается, происходит энергетический подъем, возможны небольшие толчки в копчике.

Свадхистана

Свадхистана ответственна за процветание, удовольствии. На данном уровне находится большая часть человечества. Вот почему тематика секса довольно актуальна. Именно удовлетворение в сексуальном плане является энергией Свадхистаны, которая сгорает в момент оргазма. Но нужно беречь такую энергию, чтобы она поднялась выше, и с этой целью многие учения советуют воздержание.

Поднимаясь выше, энергия Свадхистаны подпитывает чакры, стоящие выше. Иногда это сопровождается как психическая боль, но обязательно будут и приятные переживания.

Похоть, сильное желание – это говорит о блоках второй чакры. Но в раскрытом состоянии она подарит обольстительность, осуществление мечты.

Манипура

Манипура ответственна за власть, способности управления. На Манипуре находятся начальники высокого уровня, властные личности.

Манипура блокируется социальными страхами, жадностью, неуверенностью в собственных силах, слабостью.

Когда она в раскрытом состоянии, человеку дается особенная сила, с помощью которой он своей энергией влияет на других людей.

Все описанные три чакры — это уровень социума, на котором живут большинство людей.

Остальные четыре верхние чакры относятся к духовным.

Анахата

Анахата (четвертая чакра) ответственна за любовь. Это не то чувство, что несет переживания и ревность. Это что-то намного глубже, похоже к материнскому чувству. На этом этапе сознание человека осмысливает христианское высказывание «Бог есть любовь».

Переход на Анахату, означает новое видение и восприятие. Уходит эгоистическое стремление к власти, пытаться доказывать свою правоту.

Чувство вины, подавленность, душевная привязанность являются блокираторами Анахаты. Но когда она раскрывается, пробуждается интуиция, расширяется сознание, человек с легкостью может медитировать.

Вишуддха

Вишуддха ответственна за творчество. Если кундалини поднялась на ступень Вишуддхи, она уже не опустится ниже. Полностью раскрытая Вишуддха способна избавить от ощущения голода. Она даст долголетие, возможность иметь осознанность во сне и другие уникальные возможности. Но, если человек творческий, это не означает, что он находится на Вишуддхе. Здесь сознание намного шире.

Блокируется Вишуддха, когда превышает собственное «я», нет гибкости, не развита речь, слабость умственных способностей.

Аджна

Аджна ответственна за принятие реальности на энергетическом уровне. Здесь расположен узел Шивы, дающий восприятие реальности двойственно (приятно или неприятно). Пребывая на Аджне, материальный мир уже не становится основой жизни. Открываются пути для реализации себя. Это становится наиболее значимо.

  1. При полном раскрытии чакры 6 кундалини йога, человек избавляется от понятия «индивидуальное существование».
  2. Он ощущает вибрацию разных энергий.
  3. На этом уровне пробуждается ясновидение, всезнание.

Аджна блокируется собственной логикой, цеплянием за какую-то идею, искажение информации, которая поступает, неадекватностью.

Сахасрара

Сахасрара -7 наивысшая чакра, ответственна за проявление ступени чистого существования. Она знаменуется просветлением, но полное просветление будет тогда, когда сила кундалини появится в Сахасраре и очистит ее каналы. Выходя на высшее «Я», уходит эго. Человек становится наблюдателем, ум производит только то, что принимает.

Сахасрару блокирует внимательность, ясность.

Полностью просветленный человек наделен сознанием круглосуточно.

Для работы по раскрытию чакр предлагается видео уроко от специалиста Майи Файнс.

В теоретическом описании чакры представляют простой и удобный способ отрисовать наглядную мелкомасштабную карту . Этот термин – один из центральных в духовной традиции индуизма. Считается, что чакры – это сплетения энергетических каналов в тонком теле, вокруг которых «кружатся» энергетические вихри. Но даже если вам ближе материалистичный взгляд на жизнь, можно ознакомиться с теорией чакр, как со своеобразной лестницей человеческой эволюции. Считается, что все наши ощущения связаны с работой чакр: ясность и сила переживаний, глубина восприятия, четкость мышления, творчество, бодрость. В этой статье мы рассмотрим своеобразную иерархию личного развития, связанную с переходом сознания от одной чакры к другой.

В теле – множество чакр, но основных во всех учениях указывают только семь. Считается, что цвета чакр на тонком уровне совпадают с цветами радуги от красной – первой чакры, до фиолетовой – седьмой. В определенной мере каждый ощущает свои чакры. Мы настолько привыкли к этим ощущениям, что уже не обращаем на них внимания и считаем чем-то само собой разумеющимся. Чакры (энергетические центры) переживаются субъективно, потому что информация в каналах тонкого тела и глубина восприятия – индивидуальна.

Сила кундалини – это энергия всех наших прошлых «карм», нашего жизненного опыта. Невозможно сказать конкретно, что кундалини располагается в том, или ином месте, но условно муладхара чакра общепринято считается ее источником – именно через эту чакру кундалини проявляется. Поднимаясь выше, по центральному энергетическому каналу (вдоль позвоночника), кундалини преодолевает три энергетических узла в тонких телах, раскрывает вышестоящие чакры, расправляет и распрямляет энергетические каналы, подпитывая энергией, включает ранее не доступные нашему сознанию области восприятия.

Деятельности кундалини приписывают все ощущения нашей человеческой реальности, а раскрытые чакры интерпретируются, как проявление ее бесконечного потенциала. В сущности то, как и чем мы себя ощущаем, является самой силой кундалини, непрерывно проявляющей и воссоздающей саму себя через энергетические центры.

Существуют специальные практики кундалини-йоги для быстрого пробуждения и поднятия этой силы, чтобы та прошла через каждую чакру, зарядила ее своим током и раскрыла весь ее потенциал. Однако упражнения эти небезопасны, и для самостоятельного освоения не предназначены. Эффекты от кундалини-йоги без соответствующих перемен в сознании держатся недолго. По мере углубления однонаправленности в , кундалини просыпается спонтанно.

Понятие «чакра» пришло с востока из санскритского языка. Общепринято употребляются оригинальные названия чакр, которые я ниже перечислю.

Чакры располагаются следующим образом – снизу вверх: муладхара (область копчика, у женщин задняя стенка шейки матки), свадхистана (половые органы), манипура (область пупка), анахата (центр груди), вишудха (область горла), аджна (третий глаз, гипофиз), сахасрара (макушка).

Муладхара чакра отвечает за проявление сознания на физическом уровне, за выживание, безопасность, пищу и кров. Считается, что в муладхаре находится кармический «узел Брахмы» связанный с грубыми желаниями. На этой чакре фиксируется сознание высокоразвитых животных, маленьких детей, и многих, задержавшихся в своем развитии, взрослых. Один из наиболее ярких примеров человека «на муладхаре» – это Шариков, персонаж из книги Булгакова «Собачье сердце».

В эзотерической среде повсеместно используется понятие пребывания «на чакре». Быть на той или иной чакре означает находиться под влияем ее базовых программ. В данном случае находиться на муладхаре значит – воспринимать и оценивать мир через призму энергий этой чакры. На муладхаре окружающая среда и ее предметы являются средством выживания. Блоки на этой чакре – это, как правило, разные животные страхи.

Развитая, или даже раскрытая муладхара пробуждает энергию кундалини , дает сильное здоровье и чудесные способности («сиддхи» в йоге). Раскрытие этой чакры начинается с ощущения закипания, бурления энергии и легких толчков в области копчика. Переживания могут быть как приятными, так и болезненными.

Свадхистана чакра отвечает за удовольствие и «процветание». Это – пока еще грубоватое, инфантильное познание мира. На свадхистане в наше время находится подавляющая часть человечества, именно поэтому тема секса так повсеместно актуальна. Сексуальное удовольствие – это энергия свадхистаны. Во время полового акта в тонком теле вся энергия стягивается в область этой чакры, а во время оргазма она сгорает. Поэтому учения рекомендуют воздержание. Чтобы подняться на уровень выше свадхистаны, необходимо беречь энергию, тогда она начинает давить на засоры в каналах тонкого тела, что проявляется как всем знакомое половое возбуждение.

Поднявшись выше, эта энергия начинает активней подпитывать вышестоящие чакры, иногда, по мере их очищения, вызывая разновидности притупленной и обостренной психической боли, в купе со всевозможными приятными переживаниями. Интенсивность страданий прямо пропорциональна внутреннему сопротивлению напору силы кундалини. Блаженство и радость – напротив, являются следствием свободного беспрепятственного течения жизненной энергии.

Блоки на свадхистане проявляются как сильные желания, вожделение и похоть. Считается, что раскрытая свадхистана дарует удивительное очарование и осуществление желаний, от которых более нет зависимости.

Манипура чакра отвечает за волю, власть, управление и подчинение. Это связано как с внешним, так и с внутренним миром. На манипуре находятся большие начальники, властные и «сильные» люди.

Блоки на этой чакре – это всевозможные социальные страхи, жадность, неуверенность в себе и слабость. Раскрытая манипура дает особую силу – влиять на вещи и события собственной волей, вкладывать в слова и действия мощь этой энергии.

Три нижние чакры – это уровни обычных социальных людей. Верхние четыре относят к духовным.

Анахата чакра отвечает за любовь. Считается, что в анахате находится узел Вишну (Вишну грантхи), преодолевая который, появляется переживание единства внутренних энергий , связи нижних и верхних центров.

Любовь анахаты не имеет ничего общего с привязанностью, ревностью, жалостью и чувством собственника. Если избавиться от этих мучительных переживаний, то от обыденной «любви» зачастую вообще ничего не остается. Любовь анахаты – это нечто более глубокое, почти материнское. Именно с анахата-чакры начинается настоящее духовное раскрытие. Любовь анахаты – безусловна, она ничего не требует, и не направлена на конкретных людей. Это – самодостаточное блаженное переживание. Начиная с этого этапа, приходит осознание известного в христианстве изречения – «Бог есть любовь». По мере дальнейшего продвижения, осознание смысла этого изречения не столько меняется, сколько углубляется.

Переход на анахату – это прорыв на новый полюс восприятия. Эгоистические устремления к власте и правоте заменяется смирением и приятием. Таких людей в социальной среде уже очень немного, когда они говорят – то, иногда даже неважно о чем, хочется просто слушать речь, напитанную этой теплой энергией. .

Блоки на анахате – это чаще всего чувство вины, подавленность, душевная привязанность и стыд за содеянное в прошлом на более грубых планах существования. Если энергия поднимается до этой чакры, иногда уходят годы, чтобы пережить накопленную негативную карму. Но после этих мучений сознание награждается относительной свободой и легкостью.

Каждая раскрытая чакра дает блаженство разного рода, в следствие свободно протекающей энергии. На анахате это переживание особенно глубокое, хоть и не такое утонченное, как на вышестоящих центрах.

Раскрытая анахата пробуждает интуицию и расширяет сознание, потому как уходят цепляния за частные узкие проявления эго. Восприятие становится менее «фиксированным». Медитация льется легко и даже спонтанно.

Вишуддха чакра отвечает за творчество жизни в самых глубоких его аспектах. Если кундалини полностью поднимается до уровня вишуддхи, она уже больше никогда не опускается ниже – это своего рода фланг. Считается, что полное раскрытие вишуддхи избавляет от чувства голода, дарует долголетие, длительную осознанность во снах и др. возможности. Восприятие на вишуддхе может быть многогранным. Если человек гениально развит в творческой сфере, то это вовсе не подразумевает, что его сознание на вишуддхе. Уровень этой чакры – это сознание настоящего мага, творца своей собственной реальности. Сознание на этой чакре еще более расширенное.

Блоки на вишудхе проявляются как цепляние за собственное «я», отсутствие гибкости, консервативность и бездарность в речи, уме, поведении и других проявлениях.

Аджна чакра отвечает за энергетический аспект восприятия реальности как поля деятельности безграничных граней различного рода энергий. Считается, что в аджна чакре находится узел Шивы, отвечающий за (приятно/неприятно) восприятие реальности.

На уровне этой чакры материя перестает казаться столь же основательной и плотной, какой она была на уровне нижних центров, открываются бесконечные возможности собственной реализации. Тонкий мир ощущается как более значительный и даже более «реальный», чем физический план.

Полное раскрытие аджны избавляет от иллюзии индивидуального существования. Реальность ощущается как огромное, вибрирующее энергиями пространство. Появляется тонкая глубинная мудрость , исчезает зависимость от любых фиксированных идей, становится очевидным факт существования неограниченного абсолютного знания. Обыденное разделение знания на поток частных мыслей обусловлено неспособностью распознать и переварить уровень информации высших центров. На этой чакре появляется ясновидение и всезнание, не ограниченное узкими концепциями.

Блоки на аджне дают себя знать, как разного рода ограничение собственного познания, искажение поступающей информации собственными интерпретациями, цепляние за идеи, учения, догматы, банальная тупость и неадекватность. Здесь мы снова можем вспомнить кастанедовский термин « » и противоположный ему – «неделание», суть которого проявляются полностью с раскрытием аджна чакры.

Понимание на уровне мыслей – неизбежно субъективный (см. статью « «) сугубо индивидуальный процесс. Любая объективность, или, в данном случае, точность понимания – всегда относительна. В этом смысле каждый человек, привязанный к восприятию и проявлению реальности через призму мыслей, является одиноким.

Сахасрара чакра отвечает за сознание и восприятие как таковое, за проявление уровня чистого существования. Согласно текстам, сахасрара представляет собой группу чакр, где основными являются гуру-чакра и нирвана-чакра. В совокупности, уровень сахасрары соответствует уровню проявления – высшего «Я». В индуизме, считается, что бог Шива является божеством сахасрара-чакры, поэтому, когда кундалини достигает этого центра, она привносит в жизнь человека просветление и все качества, возникающие от единения кундалини с Шивой.

Имена Господа для настоящего практика не так уж важны. Выход на этот центр сам по себе уже знаменует , степень реализации которого зависит от чистоты каналов этой чакры. Полное и окончательное просветление приходит, когда кундалини полностью достигает этого центра, устраняя все засоры в каналах. Тогда субъект распознает себя в собственной абсолютной форме чистого необусловленного бытия, в котором спонтанно происходит безграничная реальность.

Становится ясно, что так было всегда, просто разум не был способен распознать столь тонкий уровень реальности. Чистое «Я» – это абсолютный субъект. Если есть некоторое ощущение, которое принимается за «Я», то это иллюзия. «Я» воспринимает все ощущения, само им не являясь. С выходом на высшее «Я», эго отступает, и личности в привычном смысле уже нет, есть просто бытие, существование, в котором эта личность происходит точно также как и все прочие жизненные явления, среди которых не является более или менее важной частью происходящего. Важность и разделение исходят от непросветленного ума, поставившего себя во главу угла. На деле же, ум не имеет собственной основы, а происходит на фоне высшего «Я» наравне с другими явлениями реальности.

Атман условно называют наблюдателем, свидетелем, хотя и это не может отразить его сути в полной мере. Иногда говорят о некой наполненной пустоте, неописуемой от того, что ум оперирует только тем, что воспринимаемо.

Блоки на сахасраре понижают уровень ясности, внимательности. Вообще, собственный уровень раскрытия сахасрары можно определить по степени осознанности во сне. Считается, что у полностью просветленного человека «круг дня и ночи» замыкается, и он осознан всегда, даже во сне без сновидений, на уровне высшего каузального плана.

Чакры, при условии их ясного осознавания, сами по себе являются подходящими объектами для медитации продвинутого практика. Когда есть проблема, связанная с переживаниями, в области конкретной чакры, рекомендуется медитация на эту чакру, или на само переживание. Например, медитация на вишудху, как уже говорилось, дает расширенное сознание.

Концентрация на аджну, в свою очередь дает выход за пределы двойственности концепций, ясновидение и опыт переживания яркого белого света, истекающего из межбровья, или области сердца, и на продвинутых стадиях переживание золотого света, струящегося из сахасрары.

При раскрытии сахасрары, на определенном этапе может возникнуть видение яркого золотого шара. Считается, что так переживается каузальное тело. Можно «войти» в этот шар, путем медитации на нем. При этом переживается состояние еще более глубокой свободы и пустотности. Эта практика приносит воспоминания прошлых жизней.

Чакры, также удобно рассматривать в виде своеобразной пирамиды человеческой эволюции. На муладхаре у человека преобладает стремление выжить. На свадхистане он уже как бы выжил и теперь ему хочется пожить всласть, размножиться, приукрасить и комфортизировать свое существование. На манипуре человек, пресытившись инфантильностью, начинает все перестраивать. Теперь ему интересна власть и контроль, наигравшись в которые, он переходит на анахату. На этой чакре человек учится любить все то, чем до этого пытался управлять. Это также, наслаждение, но уже более тонкое, связанное с альтруистической тенденцией к разделению своих благ с ближним и состраданию. На еще более тонком уровне – вишуддха чакры человек создает, по-настоящему восторгаясь красотой в самых тонких и глубоких ее формах. Переход на аджна чакру знаменуется еще более тонким и глубоким восприятием происходящего, как состоящего из различного уровня вибраций энергии. И, наконец, венец эволюции – сахасрара чакра, которая дает осознание реальности в ее исконном и глубочайшем аспекте существования как такового.

© Игорь Саторин

П.С.
Эта статья относится к разряду эзотерических. А это значит, что теория изложенная здесь – сложнопроверяема на практике. Я советую не брать подобные теории на веру, а использовать их как гипотезы, способные расширить горизонт познания.

В Йоге есть асаны, которые делают свой акцент именно на открытие чакр. Согласитесь сами, что просто принять позу, посидеть в ней пару минут - это не сложно, даже проще, чем сидеть и часами петь какие-то мантры или делать особые медитации. Поэтому, кому-то понравится именно такой метод. Но в любом случае Вы можете использовать его и другие методы для более глубокой проработки чакр.

Если не можете делать какую-то асану - держите её так, как можете. На картинках внизу я сделал для некоторых асана - их варианты. Например Пашчимоттанасана - для свадхистаны. Не каждый може сразу сесть и дотянуться до носочков ног. Поэтому можно вначале дотягиваться до коленок. Можно использовать ремень - как продолжение рук и держаться за него. Т.е. делайте так как можете - стремясь к тому, что видите на картинке.

Если Вы уже практикуете Хатха Йогу и знаете какой-то свой вариант выполнения какой-либо асаны - то можете продолжать делать его. Потому что у каждой асаны есть много вариантов выполнения. Все они хороши по своему и все правильные. Например скручивание позвоночника. Если Вы хотите - то делайте свой вариант. Картинки - это ориентир. А также прекрасное наглядное пособие для человека, который вообще никогда не делал асаны и собирается буквально сегодня-завтра начать делать. Т.е. это вариант: посмотрел - запомнил - начал делать.

Вообще я дал уже так много информации по чакрам, что просто предполагаю, что объяснять важность открытия чакр уже не имеет смысла. Вы это знаете и, действительно, что требуется - это начать практиковать. Даже если Вы ничего не знаете о чакрах - просто начните делать эти упражнения. Их практика совсем не требует каких-либо знаний о чакрах. Вы просто начнёте получать полезный результат, независимо - знаете или не знаете.

Рекомендуется делать все эти асаны. Так Вы проработаете все чакры. Можно так и делать - начиная с муладхары и завершая сахасрарой. Но при желании можно делать избирательно. Например Вас интересует лишь какая-то одна чакра. Хорошо, делайте только асану для этой чакры. Можно так.

Асана для муладхара чакры. Бадрасана

Её ещё называют позой бабочки. Кто-то наверно делал её в детстве. Дети любят её делатью Причём делают это в виде какой-то игры, сами. У кого-то сразу колени не будут опускаться на пол. Можно просто стремиться к этому (или можно сесть на небоьшое возвышение - небольшую подушечку). Подошвы вместе и около туловища.

Хатха Йога Прадипика - главное писание всех Йогов, практикующих асаны, относит Бхадрасану к четырём самым важным асанам. Вот что там написано: "Помести голени по обе стороны от промежности. Правая голень справа, левая - слева. Затем согни бёдра, руками обхватив их, и прижав к земле. Это Бхадрасана, разрушающая все недуги". Сам перевод названия этой асаны звучит так - поза приносящая благо.

Асана для свадхистана чакры. Пашчимоттанасана



[ открыть в полном размере ]

У этой асаны очень много вариантов (например держаться за большие пальцы ног, завести руки за стопы и т.д.). Но смысл их всех только один - сесть, вытянуть ноги и наклониться максимально вперёд к ногам. Ничего не форсируйте! Не делайте через боль. Нагнитесь вперёд ровно столько, сколько приятно. Даже если Вы всего лишь можете дотянуться до коленей - пусть будет так. При регулярной практике - дойдёте до варианта, когда сможете коснуться лбом коленей (т.е. буквально лечь предней поверхностью торса на ноги), а руки даже завести за ступни и там сцепить их вместе. Наклоняться вперёд нужно на выдохе.

Асана для манипура чакры. Навасана



[ открыть в полном размере ]

Для этой асаны и её чакры я подробно написал в практике " ". Впринципе это та лодочка, которую нас не раз заставляли делать в школе на занятиях физкультуры.

Асана для анахата чакры. Гомукхасана



[ открыть в полном размере ]

Нужно скрестить ноги указанным на картинке образом. Завести руки за спину и там сцепить их в замок. Если в замок не получается, то можно в верхнюю руку взять ремень и таким образом сцепить руки (постепенно будет получаться без ремня). Затем меняете ноги и руки. Которые были вверху - опускавете и поднимаете другую руку и ногу.

Переводится как поза коровы. Корова - в ведической цивилизации - это гораздо больше, чем просто животное. Это создание, несущее всем высочайшее благо.

Асана для вишудха чакры. Уштрасана



[ открыть в полном размере ]

Эта асана и её чакра (вишудха) полностью мной описаны в практике " ".

Асана для аджна чакры. Матсиендрасана



[ открыть в полном размере ]

Асана для сахастрара чакры. Ширшасана



[ открыть в полном размере ]

Это просто королева асан. И я не напрасно подрбрал слово "королева". Потому что эта асана работает к чакрой, которую часто называют коронной чакрой или чакрой короны. А короны у нас носят короли и королевы. Да и вообще не спроста этот обычай носить короны, т.к. имеет он прямое отношение к сахасрара чакре. В любом случае у всех у нас такие короны есть. И эта асана делает её ещё более сильной.

Тут должен сразу предупредить - эту асану нужно делать очень аккуратно. Я бы посоветовал вначале неделю делать только вариант, когда Вы становитесь на колени, опускаете голову, голова на полу на макушке, руки за головой. И в таком положении нахдитесь 1-2 минуты. Т.е. эдакая поза молящегося человека. Вполне может быть, что кому-то двигаться дальше даже и не стоит. Пока не приведёт своё здоровье в хорошее состояние.

Если у Вас со здоровьем всё в оьносительном порядке. Нет никаких ограничений по поводу давления, сосудов, сердца и т.д. То можете идти дальше и делать перевёрнутую позу на несколько секунд. Например около стены. Затем увеличивать это время. Не спешите. Я серьёзно говорю, что с этой позой шутить и играться нельзя. Да, дети легко её делают, для них это игра. Но если Вы никогда ничего подобного не делали, спортом не занимались и Вамуже за 40 - то приступайте к ней очень оккуратно.

  • Добавлю, что развивать чакры очень важно. И не только для каких-то энергетических целей. Каждая чакра отвечает за свою область органов в теле, системы, а также железы. Железы - это чрезвычайно важные мини "химические фабрики" в нашем теле. Они вырабатывают гормоны, от которых напрямую зависит какое у нас будет настроение, что мы будем чувствовать и даже думать. Поэтому регулируя чакры - Вы делаете очень боьшую пользу себе на всех уровнях.

Загадочное для многих словосочетание сахаджа-йога несёт в себе много смысла. Это и практика медитации, и духовное просветление, и способ самореализации. Направление сахаджа возникло в 1970 году, сравнительно недавно, но получило широкое распространение по всему миру.

Истоки зарождения сахаджи-йоги

Хотя движение сахаджа-йога является индийским, его основательница Шри Матаджи (Нирмала Деви Шривастава) родилась в семье христиан, и была приобщена к индийскому и к христианскому мировоззрению. Влияние на неё оказали взгляды Махатмы Ганди, в ашраме которого девочке разрешили жить. Шри Матаджи смогла найти свой путь духовного развития, разработать программу обучения и распространить идею.

Сахаджа-йога отличается от других видов йоги тем, что для неё не надо иметь особую физическую подготовку и менять образ жизни. Заниматься сахаджа-йогой может любой человек, даже ребёнок. В ней нет трудных физических упражнений, поскольку акцент делается на духовный рост. Необходимо пройти по своему пути развития, обрести гармонию с миром и почувствовать радость жизни.

За распространение и освоение приёмов сахаджа-йоги не берут денег, все занятия бесплатные. Метод заключается в спонтанном достижении Самореализации. Далее происходит её углубление и развитие, в результате чего становится возможным избавление от психологических проблем, лечение болезней, пробуждение творческих способностей.

Суть занятий

Для начала вам необходимо достигнуть Самореализации. Согласно утверждениям Шри Матажди, человек не может сделать это сам. Чтобы пройти по пути к Самореализации, ему нужен помощник и учитель, и таким помощником выступает Шри Матаджи. Ученики называют её Матерью. Поскольку личное присутствие Матери для каждого невозможно, используется фотография основательницы учения. Вот как проходят упражнения.

  • Сядьте удобно на стул и положите левую руку на колено, направив ее ладонью вверх в сторону Матери.
  • Правую рук необходимо положить на сердце и повторить про себя медитативную фразу.
  • Затем правая рука перемещается ниже на верхнюю часть живота, и снова произносятся медитативные фразы.
  • Так последовательно надо пройти несколько важных центров на теле.

Регулярная практика позволяет открыть чакры и вылечится от болезней. Чтобы правильно выполнять упражнения, надо посмотреть видео, в котором подробно рассказывается, как происходит медитация. Ещё лучше посещать уроки, поскольку коллективная медитация даёт значительно больший эффект. Вы быстрее проходите по пути, ведущему к достижению ментальной тишины.

Важные моменты при занятиях

Совершать упражнения сахаджа-йоги нельзя механически. Действия должны быть наполнены стремлением к гармонии и совершенству. Нельзя спешить, и пытаться достичь самореализации как можно быстрее. Если вы пойдёте по этому пути, то вас ожидает разочарование.

Суть медитации заключается в соблюдении спокойного ожидания. Чтобы мысли не перескакивали с предмета на предмет и с образа на образ, надо добиться внутренней тишины, внутреннего осознания без мыслей. В идеале не должно быть никаких мыслей. Движения должны быть неспешными, плавными. В кончиках пальцев вы почувствуете лёгкое покалывание, тяжесть и теплоту, переходящую в жжение, а в конце пути почувствуете прохладу.

Необходимо практиковать медитацию ежедневно утром и вечером, уделяя ей по 15 минут. Другие дополнительные действия нет необходимости осуществлять. Вы можете заниматься привычными делами, но при этом всегда сохранять самообладание, спокойствие. Человек, выбравший путь сахаджа-йоги, относится с любовью к миру, и к каждому живому существу.

Тонкое тело и энергетические центры в сахаджа-йоге

Помимо нервной системы сахаджа-йога выделяет в строении человека так называемую тонкую систему, отвечающую за духовное развитие, интеллект, эмоциональное состояние, психику. Тонкую систему именуют также тонким телом и выделяют в ней энергетические центры – чакры («колесо» в переводе с санскрита). Всего существует семь таких центров, то есть семь чакр. Выделяют также три энергетических канала, пересекающиеся на уровне лба.

Все чакры расположены вдоль позвоночника, и каждая из них отвечает за духовные качества. Когда в процессе медитации вы достигаете Самореализации, как обещает сахаджа-йога, чакры начинают вибрировать. По центральному каналу снизу поднимется энергия, которая заполнит все чакры, и пробуждает духовные качества человека.

Откуда берётся эта энергия? Она называется Кундалини, и дремлет в области крестца, свёрнутая в три с половиной витка. Совершая упражнения, вы поднимаете энергию до самой высокой седьмой чакры. Кундалини есть у каждого, и задача стоит разбудить её. Когда она поднимется по позвоночнику и соединится с энергией космоса, вы достигнете Самореализации.

Значение лунного календаря

Луна оказывает на людей сильное влияние, поэтому сахаджа-йога должна проходить в соответствии с лунным календарём. Шри Матаджи обращает внимание на два дня в лунном месяце – это новолуние и полнолуние. В эти дни необходимо беречь свои силы и раньше ложиться спать.

Поскольку медитация должна проходить ежедневно, то медитировать надо в полнолуние на Шри Раму (воплощение бога Вишну), а в новолуние на Шри Шиву. Чтобы соблюдать это правило, необходимо периодически заглядывать в лунный календарь, и отслеживать положение луны.

В лунном календаре есть и другие важные дни. Так, на седьмой и девятый день каждой половины лунного месяца основательница сахаджа-йоги даёт сове благословение. В эти дни желательно совершить особый обряд, который называется в индуизме пуджа, и провести медитацию с большим старанием. Этим вы выразите Матери своё почтение.

Как надо практиковать сахаджа-йогу

Все упражнения проходят в уединённом месте, рядом должна стоять фотография Матери, перед которой можно зажечь свечку. Необязательно это должна быть отдельная комната. Подойдёт любое чистое место, можно отгородить его ширмой или занавеской.

Когда вы будете совершать упражнения сахаджа-йоги, то почувствуете вибрации. Определить их можно по ощущениям лёгкого ветра в области темени и прохлады на ладонях. Это ощущение можно сравнить с прорастающим зёрнышком, которое питается энергией Земли.

Часто перед чувством прохлады бывает ощущение тепла и жжения. Это происходит, если чакры загрязнены. Кундалини, поднимаясь вдоль позвоночника, очищает чакры, а прохлада наступает, когда путь свободен, и энергия протекает без препятствий.

Если вибрации на одной руке чувствуются сильнее, чем на другой, то необходимо их уравновесить. Это делается с помощью специального упражнения. Ладонь той руки, на которой нет вибраций, направляется к Шри Матаджи. Вторая рука, если она правая, то опускается к земле, а если левая, то обращается ладонью назад, то есть отдаёт лишнюю энергию в эфир.

Делая упражнения, вы сможете диагностировать свои чакры, то есть определить, какие проблемы у вас со здоровьем, где они сосредоточены. Но самое важное состоит в том, что сахаджа-йога помогает решить эти проблемы при дальнейших медитациях.

Какие болезни можно излечить

В результате развития внутренних сил после успешной практики сахаджа-йоги и очищения чакр удаётся вылечить многие заболевания. Таким образом, сахаджа-йога оказывает лечебный эффект. Чтобы его подтвердить, проводились научные исследования, и было сделано немало докладов. В частности, метод представляли на научных конференциях в Бонне, Москве, Денвере. Есть подтверждённые данные о лечении следующих заболеваний:

  • астма;
  • гипертония;
  • затяжная депрессия;
  • наркотическая зависимость;
  • симптомы менопаузы;
  • синдром дефицита внимания у детей;
  • эпилепсия.

Особенно важно лечение болезней, связанных с вредными привычками, а также избавление от страхов и психологических комплексов. Происходит профилактика заболеваний и общее укрепление душевного состояния. Продвигаясь по пути сахаджа-йоги, вы совершенствуете не только душевный мир, но и физическое состояние.

Медитация по методу сахаджа-йоги помогает уменьшить количество приступов у больных эпилепсией, астмой, гипертонией. Если заниматься медитацией на протяжении 2-3 месяцев, то происходит лечение депрессии.

Поразительные результаты были достигнуты у больных, страдающих наркоманией. Лечение этой зависимости крайне сложное и не всегда успешное. Но после занятий сахаджа-йогой, когда чакры приведены в равновесие, потребность в наркотиках ощутимо снижается. Есть данные о том, что после практики медитации на протяжении года удалось избавить от зависимости более 500 человек.

За счёт чего происходит выздоровление

Действие, которое оказывает сахаджа-йога на организм, связано с влиянием её на центральную нервную систему. Достигается баланс физических и духовных сил человека, наступает эмоциональная стабильность. Занимаясь йогой, вы стоите на пути к гармоничному развитию своего внутреннего мира, а это сказывается на взаимоотношениях с окружающими людьми.

В то время как традиционная медицина преимущественно проводит лечение симптомов, сахаджа-йога оказывает влияние на самом начальном клеточном уровне. Она вызывает согласованную работу всех органов организма, приводит в гармоническое состояние все его части. Благодаря такому согласованному действию и происходит лечение болезней. Они просто исчезают в процессе практики медитации и достижения духовного совершенства.

Шри Матаджи сравнивает процессы медитации с природными явлениями. Из маленьких семян развиваются мощные растения, цветущие и приносящие плоды. Все это происходит без каких-либо раздумий, мыслительных процессов. Такая же сила природы может повлиять на человека, надо лишь ей разрешить это сделать. Шри Матаджи называет эту силу Божественной Любовью. С помощью инструментов сахаджа-йоги можно почувствовать эту силу, распознать в себе новые возможности и суметь их применить.

Вконтакте

1. Йога для корневой чакры (Муладхары)

Чакра расположена в основании позвоночника и отвечает за ваше выживание, безопасность, «укоренение» в физическом мире.

Практика йоги для Муладхары оказывает очищающее воздействие на кишечник (шанк-пранкшалана, наули крийя), увеличивает гибкость позвоночника, а также укрепляет мышцы промежности и бедер.

Она позволяет вам освобождаться от физических и энергетических токсинов, проводит энергию по ногам, усиливая связь с Землей.

В комплекс обычно входит мулабандха (нижний энергетический замок: поочередной напряжение и втягивание внутрь мышц сфинктера, промежности и нижних мышц живота), которая сопровождает выполнение асан и задержек дыхания; а также также асаны, задействующие нижний пресс, наклоны и выпады.

2. Йога для сакральной чакры (Свадхистаны)

Это энергетический центр, расположенный чуть ниже пупка. Место возникновения эмоций, желаний, сексуальной энергии.

С ней связаны мочеполовая система, селезенка, почки, печень.

Комплекс упражнений йоги обеспечивает стимуляцию этих органов, усиливает в них обмен веществ, а также укрепляет мышцы живота.

И, конечно, позволяет вам находиться в гармонии со своими чувствами и желаниями и достигать целей.

Практика включает в себя упражнения на пресс, наклоны и прогибы поясничного отдела позвоночника, раскрытие таза, ритмическое дыхание и т.д.

3. Йога для чакры солнечного сплетения (Манипуры)

Третья чакра расположена между пупком и основанием грудины. Это центр воли, действия, активного самовыражения.

Чакра связана и влияет на органы и железы пищеварительной системы.

Йога включает в себя асаны с работой мышц пресса, скрутки, благодаря которым в область живота приходит мощный приток крови, уже знакомые нам наклоны и прогибы. А также глубокое дыхание «животом», для обеспечения всех внутренних органов и тканей кислородом.

На энергетическом уровне практика раскрывает вашу манипуру, то есть, укрепляет силу воли, границы, помогает достичь баланса между духовным и материальным миром (проще говоря, использовать свой энергетический потенциал для благополучия в жизни).

4. Йога для сердечной чакры (Анахаты)

Сердечный центр (грудь) отвечает за вашу способность любить, т.е. видеть гармонию мира, строить доверительные отношения с людьми, ценить и принимать себя.

К этой чакре относятся сердце и легкие.

Работая с этой чакрой, вы освобождаетесь от ненависти и других блокирующих чувств, начинаете излучать и принимать любовь и красоту во всей полноте.

Также, асаны йоги раскрывают вашу грудную клетку, обеспечивая здоровье сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Практика включает прогибы и скрутки грудного отдела позвоночника, раскрытие и растяжение мышц рук и плеч и, конечно, несколько видов дыхания.

5. Йога для горловой чакры (Вишудхи)

Горловая чакра (основание горла) отвечает за ваш голос в широком смысле слова, т.е. общение, самовыражение в творчестве, отношения с социумом.

Это центр интуиции и проявления своей истинности.

Позы йоги укрепляют и растягивают шейный отдел позвоночника, стимулирует щитовидную железу. Это прогибы назад, стойки на лопатках и другие перевернутые позы, наклоны головы, перевернутые асаны.

Асаны способствуют более свободному прохождению энергии по каналам вверх. А также избавляют вас от головных болей и остеохондроза (например, вследствие работы за компьютером) и укрепляют иммунитет.

6. Йога для чакры третьего глаза (Аджны)

Аджна (межбровье) – чакра видения, знания, доверия своему внутреннему голосу. Она отвечает также за ваше мышление и воображение.

С ней связаны органы зрения, а также железа гипофиз, влияющая на рост и обмен веществ.

Йога для этой чакры усиливает и оптимизирует ваши мыслительные процессы, позволяет освободиться от лжи (в первую очередь, самому себе).

На физическом плане – благотворно влияет на зрение и сосуды мозга, нормализует давление.

К практике относятся различные асаны на баланс и концентрацию, а также позы с упором на лоб.

Важным элементом йоги для чакры третьего глаза является дыхание анулома вилома (выравнивающее дыхание с чередованием ноздрей). Оно гармонизирует работу полушарий и позволяет вам успокоиться.

Большим пальцем правой руки закройте правую ноздрю, сделайте вдох через левую – затем закройте левую указательным пальцем и выдохните через правую.

7. Йога для коронной чакры (Сахасрары)

Чакра расположена на макушке головы и связана с эпифизом (шишковидной железой).

Она отвечает за вашу связь с Божественным, открывает доступ к просветлению и высшим знаниям.

Свободный подъем кундалини к этой чакре (через сбалансированные предыдущие) и является главной целью практик.

Йога включает в себя асаны на баланс энергии в теле, некоторые активные движения, разогревающие тело снизу доверху. Типичное упражнение для этой чакры - стойка на голове.

Также к практике относятся медитации в позах полулотоса и лотоса и шавасана (поза трупа).

Шавасана выполняется лежа на спине, с закрытыми глазами и выпрямленными руками и ногами. Предполагает полное расслабление и наблюдение за свободным движением энергии в теле (внутреннее безмолвие).