Гармоничное развитие детей в возрасте шести лет. Гармоничное развитие детей в возрасте шести лет Развитие слуховой памяти

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

К пяти годам малыш, как правило, обладает следующими умениями и навыками:

  • владеет словарным запасом около 3000 слов,
  • знает свой адрес,
  • пользуется предложениями из 5–6 слов,
  • пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными,
  • умеет пересказывать,
  • правильно произносит практически все звуки,
  • определяет право-лево у себя, но не у других,
  • знает простые антонимы (большой-маленький, твердый-мягкий),
  • пользуется прошедшим, настоящим и будущим временами,
  • считает до десяти,
  • знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Ребенка необходимо готовить к школьному обучению

Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.

Как показывает опыт, проблемы в обучении чаще всего связаны с их недостаточной социальной зрелостью. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.

Должен выполняться принцип постепенности

Большую часть времени ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно, ведь он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.

Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного.

Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, то есть способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, то есть способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.

Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Он хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».

Более трудным для ребенка является восприятие времени

Ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается уребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическая.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д. Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3–4 раза.

Память по-прежнему является непроизвольной

То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию.

Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра

В процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д. Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и они спрашивают: «А нормально ли это?» Для пяти-шестилетнего ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира.

Следует обратить внимание на развитие речи

Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этихвопросов вы ответили «нет», значит, нужно «бить» тревогу. Если же вам самим не удается добиться положительных результатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту - логопеду.

Ребенка следует начинать учить чтению

Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки.

На какие возрастные особенности стоит обратить внимание родителям будущих первоклассников.

Дети 6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружающей среды, искусства и творчества. А главное, они постепенно готовятся к следующему важному событию – обучению в школе.

Развитие личности старшего дошкольника

До 6 лет ребёнок подчиняется чувствам, это и объясняет частую смену настроений. В силу возрастных особенностей к 7 годам происходит ускоренный рост умственного развития. Дети учатся объяснять, что им нужно, не прибегая к лишней эмоциональности. В этом возрасте дошкольники начинают определять себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать.

Ребёнок этого возраста умеет выбрать игру на длительное время и играть в неё от пары дней до нескольких недель. Малыш этими занятиями не только заполняет свободное время, но и получает первые трудовые навыки, развивает воображение и мышление.

Личностное развитие ребёнка 6–7 лет включает в себя два основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего места в этом мире. Малыш уже может ответить на вопросы: какой он, чем отличается от других людей, каким был, каким хотел бы быть.

У ребёнка активно формируется концепция самосознания, развивается гендерная идентичность, он учится понимать, к какому полу относится. У девочек формируется мягкий уступчивый стиль поведения, у мальчиков, наоборот, активный, что даёт им возможность познавать внешний мир. Игра у детей в этом возрасте подчиняется гендерному принципу. Девочки выбирают «дочки-матери», «школу», «магазин», мальчики вместо кукол берут машинки, солдатиков.

Развитие эмоциональной и волевой среды

В возрасте 6–7 лет у детей формируются морально-этические категории. Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как плохо.

В этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты «хороший», если действуешь по правилам, и «плохой», если их нарушаешь.

Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей.

Ребятам в этом возрасте важно общение со сверстниками. Оно также строится по определённым принципам, которые обеспечивают ребёнку безопасность и благополучие. Когда правила нарушаются, ребёнок не чувствует себя защищённым и реагирует на нарушение негативно. И что важно, в 6–7 лет в эмоциональной сфере происходит утрата непосредственности и наивности в поведении. Поведение ребёнка начинает строиться цепочкой «захотел – осознал – сделал», это соответствует возрастным изменениям организма.

В жизнь ребёнка вносится интеллектуальный компонент, который говорит о том, что появляется волевая регуляция. И после того, как происходит осознание того, «что я хочу» и «как я этого добьюсь», появляется следующий этап – «я это делаю».

Развитие психических процессов

У старших дошкольников начинает развиваться произвольное внимание, произвольная слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно направляет и удерживает внимание, память на разных объектах. Уже не яркий образ привлекает внимание – малыш самостоятельно делает над собой усилие, чтобы запомнить либо выделить фигуру из фона.

У дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь усложняется и становится эффективным средством взаимодействия и регулятором поведения. Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется, предполагать о событиях, которых ждут.

Логическое мышление

Логическое мышление в 6–7 лет развивается очень активно. Для малышей к этому возрасту характерно понимать закономерность и уметь дополнять ряд предметов. Ребёнок способен вычислить лишний предмет, продолжить числовой ряд в пределах десяти. Мышление формируется постепенно: ребёнок учится выделять основные свойства и признаки предметов, способен сравнивать, обобщать, классифицировать. Малышам в этот период нравятся интеллектуальные настольные игры, где можно проявить свои умственные способности.

Речевое и социальное развитие

Дети умеют составлять рассказ по картинке или заданной теме. Речь практически сформирована, близка ко взрослой, словарный запас более 3000 слов. Ребёнок общается на разные темы, способен вести монолог и диалог.

К первому классу дошкольник в норме должен знать своё окружение, близких друзей и родственников, понимать, кем они ему доводятся, знать имена, запоминать истории, связанные с ними. Взаимодействие со сверстниками занимает значительную часть дня.

Физиологическое развитие

Для детей старшего дошкольного возраста характерны физиологические изменения, которые обусловлены взрослением. Рост увеличивается, в среднем он достигает 120–125 см, вес, согласно данным ВОЗ, 21–25 кг. Малыш становится старше, но нервные процессы ещё не до конца созрели, из-за этого пока нередки капризы и излишняя обидчивость.

Развиваются дыхательная и сердечная системы. В этом возрасте для гармоничного развития ребёнка нужны занятия спортом, подвижные игры. Заметили, что малыш замкнут, отказывается от общения с друзьями, жалуется на плохой сон и аппетит? Не оставляйте это без внимания. Конечно, эти симптомы не всегда является показателем заболевания, однако профилактический визит к врачу, психологу, логопеду поможет не упустить серьёзных проблем со здоровьем.

Навыки обихода

Шести-семилетние дети уже способны самостоятельно одеться, обуться, умеют застёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Старшие дошкольники соблюдают ежедневные ритуалы, например последовательность действий во время сборов в детский сад, на прогулку, подготовки ко сну. Будущему первокласснику уже можно доверить простую работу по дому: полить цветы, убрать на письменном столе, собрать игрушки.

Поскольку малыш в это время активно растёт, необходимо обратить внимание на его режим дня, питание и сон.

Советы родителям:

  • Составьте для ребёнка оптимальный режим, который удобно будет соблюдать в школьное время. Так у вас будет время заранее к нему привыкнуть.
  • Определите психологическую готовность ребёнка к обучению.
  • Подберите школу для будущего первоклассника. При выборе школы обязательно уточните, по какой учебной программе предстоит обучение в начальной школе. Выберите программу, которая учитывает индивидуальность каждого ученика. Сегодня родители, которые бережно относятся к своим детям, выбирают . В методике системы предусмотрен более продолжительный адаптационный период в 1 классе, что помогает ребёнку постепенно привыкнуть к обучению и избежать стресса и детям, и родителям. Первоклассник получает необходимые знания в комфортном ему темпе, все задания подробно разъясняются, поэтому у школьника не возникнет проблем с их выполнением.
  • Научитесь разговаривать с ребёнком на равных. Если ему становится грустно или страшно, поддержите его.
  • Больше хвалите и меньше критикуйте. Учитесь объяснять и договариваться с дошкольником, не повышая голоса. Это поможет сформировать правильную самооценку, которая очень способствует хорошей обучаемости и успеху в жизни в целом.

Ольга Фатеева

Поведение ребенка 6 лет в корне отличается от поведения детей младшего возраста. Ребенок уже отлично понимает и хорошо усвоил социальные нормы и правила поведения в обществе, он становится менее импульсивным, учится сдерживать агрессию и отстаивать свою точку зрения перед взрослыми и сверстниками.

Занимаясь воспитанием ребенка 6-7 лет, родители должны учитывать, что в этом возрасте ребенку особенно важны взаимоотношения со сверстниками, поэтому необходимо сделать все возможное для того, чтобы у него был свой круг общения с постоянными друзьями. Наравне с друзьями, ребенок 6 лет проявляет неподдельный интерес к представителям противоположного пола, малыш может тщательно это скрывать, либо, наоборот, очень активно проявлять свои симпатии. Родители должны поддерживать в этот период ребенка и объяснять ему в доступной форме, что такое понятие взаимоотношений между мужчинами и женщинами, почему они важны, и как их правильно строить.

Суть воспитания детей 6 лет также заключается и в том, чтобы, не используя старинный, однако далеко не действенный метод для детей «кнута и пряника», родители смогли найти правильный подход к малышу, стали для него людьми, которым он сможет доверять.

Очень важно, чтобы с родителями дошкольнику не было скучно, в этом возрасте с ним можно делиться своим опытом, вместе посещать различные выставки, музеи и театры, так как в 6 лет ребенок уже способен воспринимать сложную информацию.

Воспитание ребенка 6 лет: психология

С психологической точки зрения возраст 6-7 лет считается периодом, когда ребенок постепенно начинает отдаляться от родителей и все больше времени хочет проводить со сверстниками. Родители не должны проявлять ревность, запрещать ребенку общение с друзьями, жаловаться на его нежелание проводить с ними время, так как все эти манипуляции детским сознанием вызовут лишь чувство вины у ребенка, которое в будущем может породить множество комплексов.

В возрасте 6-7 лет психологическое развитие ребенка подвергается прогрессивным изменениям, все больше развиваются его физические возможности и расширяются умственные способности. Интеллектуальное обучение становится ведущим видом деятельности при воспитании ребенка 6 лет. Психология дошкольника также претерпевает некое давление со стороны родителей, которые начинают активно его подготавливать к грядущему первому походу в школу. Требования к малышу резко возрастают, он уже не может весь день заниматься тем, чем ему хочется, родители активно развивают в своих детях внимание и усидчивость. Однако не стоит забывать о том, что игры по-прежнему еще очень важны для ребенка, поэтому 1-2 часа в день ему необходимо предоставлять время для развлечений, давать ему возможность самому выбирать себе занятия для досуга.

Лучше всего использовать для воспитания ребенка 6 лет различные развивающие игры, которые позволят ему играючи приобрести необходимые для школы навыки и знания, к тому же в игре будет продолжать формироваться произвольность и управляемость его поведением.

На обучение напрямую влияет готовность ребенка к школе, под которой подразумевается не знание алфавита и цифр, а мотивационная готовность, иначе говоря, желание ребенка учиться и получать новые знания (познавательная мотивация). В каждом ребенке заложен от природы колоссальный потенциал – способность к обучению и приобретению новых знаний; очень важно сделать все возможное для того, чтобы его не потерять. Многие родители, которые занимаются воспитанием ребенка 6 лет, в последний год перед школой начинают интенсивно готовиться к ней со своим малышом. Очень важно, чтобы подготовка к школе не превратилась в нудную обязанность, навязанную родителями: такой подход на корню срубит весь интеллектуальный потенциал ребенка, в школу он не будет хотеть ходить, учиться впоследствии ему будет лень. Внеся в скучные занятия элементы творчества и проводя их в форме игры, родители добьются блестящих результатов, а подготовка к школе превратится в прекрасное совместное времяпрепровождение.

Если же ребенка было решено отдать на специализированные курсы по подготовке к школе, то родители должны выбрать яркого и интересного для ребенка преподавателя, с которым ему будет не скучно заниматься. Лучше вовсе не заниматься подготовкой к школе, нежели привить ребенку отвращение к учебе скучными заданиями и нудными учителями.

Также занимаясь воспитанием ребенка 6 лет, родители могут рассказывать детям о своем положительном школьном опыте, чтобы у тех заранее складывалось о школе позитивное мнение.

Занимаясь воспитанием ребенка 6 лет, родителям очень важно прислушиваться к его рассуждениям и выдумкам, обсуждать с ним волнующие его темы или события, прислушиваться к его мнению. Чем больше ребенок будет доверять своим родителям, тем легче ему будет общаться с другими людьми.

Вместе с ребенком можно создавать различные поделки, учиться использовать инструменты и орудия труда, рисовать, лепить или готовить пищу – любой из этих процессов при желании можно превратить в увлекательную игру.

Занимаясь воспитанием ребенка 6 лет, родители, прежде всего, хотят вложить в характер своего чада такие положительные качества, как добросовестность, ответственность и чувство долга, развить которые можно, следуя простым правилам, а именно:

Не менее важна реакция родителей, которые занимаются воспитанием ребенка 6 лет, на оплошности и проступки своего чада. Плохое поведение ребенка должно быть наказано однократным выговором, в котором ему внятно объяснят, в чем его ошибка, после чего к этой теме больше не должно быть возвращения. Дальнейшее напоминание о проступке будет заставлять ребенка испытывать чувство вины, также мамам, любящим «обижаться» для большей убедительности на собственных детей, стоит знать, что такое поведение является ошибочным: не каждый ребенок сможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.

Видео с YouTube по теме статьи:

Всестороннее развитие малыша – задача родителей. Физическая активность, интеллектуальные упражнения, стимулирование творчества являются классическим стержнем воспитательного процесса. Однако с каждым новым годом жизни ребёнка, в его личностном формировании появляются неизвестные ранее составляющие. Для того чтобы эффективно подготовить своё дитя к школьной жизни, необходимо чётко понимать, что должен уметь ребёнок в 6 лет.

Развитие ребёнка 6 лет обусловлено, прежде всего, его будущей занятностью в школе. Активная, ежедневная умственная работа, новые физические нагрузки, невиданная прежде атмосфера коллектива, предполагают специальную предварительную подготовку детей. Существует ряд критериев для оценки эмоциональной стабильности и интеллектуального развития шестилетних малышей. Ими пользуются специалисты по работе с дошкольниками: педиатры, педагоги.

Физические характеристики

Перечень общих показателей физической активности связан не с ростом или весом ребёнка, а со степенью развития координации, реакций и умения владеть своим телом. Физические критерии в развитии детей 6 лет рано делить по гендерному признаку: девочки и мальчики ещё имеют в запасе 5-6 лет до наступления первых гормональных перемен.

Активность. Считается нормальным, если дошкольник очень подвижен и неусидчив. К его излюбленным играм могут относиться те, которые связаны с бегом или прыжками: догонялки, салки и др. Будущий школьник должен уметь:

  • обходить, оббегать или перепрыгивать препятствия, не задев их;
  • ходить по перекладине, удерживая баланс;
  • уверенно играть с мячом: подавать его без промахов и ловить.

Особенностью телесного развития ребёнка может быть активный рост. Опорно-двигательный аппарат перестраивается к новым условиям, и родителям важно следить в этот период за осанкой своего чада.

Мелкая моторика рук. Перед тем как стать первоклассником, малыш должен уверенно владеть руками, и умело выполнять несложные задания:

  • держать карандаш или ручку в руке, рисовать прямую и кривую линии на листке бумаги;
  • составлять аппликации без посторонней помощи: вырезать фигурки ножницами и приклеивать их;
  • обращаться с пластилином, солёным тестом или другими видами материалов для лепки.

Мелкая моторика рук тесно связана с обучением чистописанию, которое ждёт всех первоклассников. С первого сентября важно не отставать в этом умении от класса. Необходимо предварительно организовать творческие занятия для развития ребёнка 6 лет. Заинтересуйте малыша рисованием, скульптурой или вязанием. Найдите его любимое занятие методом проб и ошибок. Пишите вместе буквы и цифры.

Интеллектуальные показатели

Логическое мышление малыша, его память, внимание и общие знания также поддаются оценке профессионалов при записи в первый класс. Рассмотрим требования к умственному развитию дошкольников подробнее.

Развитие речи. Дошкольник уже может изъясняться понятно для окружающих. Обладая достаточным словарным запасом, ребята способны даже к недолгому монологу, предпочитая диалоговую форму общения.

Необходимые речевые навыки малыша:

  • контроль эмоциональной составляющей речи – способность к интонации, понижению тембра голоса, шёпоту;
  • деление слова по слогам;
  • использование сложных предложений в речи (при построении фразы возможны задержки, речевые паузы);
  • внедрение синонимов.

Неспособность к чёткому, звучному произнесению буквы «р» может быть сигналом к так называемому ротаризму. Чтобы убедиться, что отставания в речевом развитии нет, лучше отвести ребёнка 5-6 лет к логопеду. В этом возрасте возможные отклонения устраняются быстро. Врачи часто рекомендуют использовать в качестве игры специальные упражнения для развития речи: скороговорки, песенки и считалочки.

Логическое мышление. Знания дошкольника отличаются образностью и красочностью, вместе с тем ход его размышлений не лишён логики. Каковы его умения к шести годам?

  • Последовательное рассуждение.
  • Ориентация в пространстве и времени: может сказать время по часам.
  • Способность написать печатные буквы.
  • Возможность объяснить маршрут из точки А в точку Б.
  • Базовые знания для анализа: причина, следствие, вывод.

Занятия для развития логики направлены на утверждение перечисленных навыков. Упражнения для дошкольников часто включают:

  • ряд предметов и явлений, из которых нужно выделить лишний по некоторому признаку;
  • разгадка ребусов и головоломок;
  • восстановление хронологического порядка событий.

Требования к памяти, вниманию и общим знаниям дошкольника. Считается, что к шести годам малыш уже владеет немалым багажом знаний об окружающем мире. Из сказок, выслушанных перед сном, из разговоров взрослых братьев и сестёр, родителей и друзей, из просмотренных мультипликационных фильмов, формируется его кругозор.

Что знает шестилетний дошкольник?

  • Названия предметов, которые он наблюдает в доме, на улице, в детском саду.
  • Природные явления и представителей животного мира.
  • Ориентируется во времени (названия сезонов, месяцев, дней недели).
  • Счёт до 10 и обратно.
  • Как выглядят основные геометрические фигуры.
  • Как сравнить количество предметов (до пяти).

Считается, что будущий школьник должен уметь концентрировать своё внимание в течение 20 минут. Для шестилетнего возраста этого пока достаточно: излишние усилия для умственной тренировки могут вызвать обратный эффект – оттолкнуть ребят от работы. Интеллектуальные занятия для развития памяти и концентрации внимания у детей 6 лет часто включают запоминание четверостиший и повторение за взрослым ряда незнакомых слов (до десяти). Разучите несколько детских стихотворений и повторяйте их вместе. Во время таких упражнений важно делать пятиминутный перерыв каждые двадцать минут, во избежание переутомления.

Социальные умения

Будущая смена статуса ребёнка предполагает наличие первичных навыков общения. Бывшие воспитанники яслей и детских садов имеют здесь преимущество перед коллегами-«домоседами»: они привыкли выполнять простые требования этикета (здороваться, прощаться и благодарить), играть в коллективе и сопереживать.

В большинстве учреждений дошкольного образования принято «играть в школу»: имитировать работу за партой, готовить домашнее задание по различным предметам и выходить к доске. «Начинающие» школьники пробуют себя в новой роли. Так ребята будут готовы к важному шагу, и пресловутый социальный кризис семи лет им не грозит.

Каковы социальные навыки будущих первоклассников?

  • Умение позаботиться о себе. Ребята способны обойтись без посторонней помощи при принятии пищи и выполнении гигиенических процедур.
  • Желание соучаствовать, помогать родителям и старшим.
  • Контроль над собственными эмоциями и уважение к собеседнику.

Даже если мальчики и девочки 6 лет не имеют соответствующего социального опыта, важно, чтобы психическое развитие позволило им переход к новой, коллективной жизни. Для подготовки таких ребят к переходу важно организовывать им совместные игры с другими детьми на площадке, походы в гости и проведение совместных праздников дома. Участие старших братьев и сестёр, их пример, также отражается наилучшим образом на коммуникативных навыках малыша и его психике.

В этой статье:

Итак, вашему малышу исполнилось уже 6 лет. Это замечательно, ведь теперь у него есть свои взгляды на мир, друзья, вкусы и интересы. Перед вами маленькая, но уже настоящая личность. Малыш высказывает свое мнение, хочет узнать больше о нашем мире и его обитателях . Правильное развитие ребенка 6 лет должно подготавливать его к самостоятельности. Уже пора в школу, а там мама и папа не всегда смогут помочь.

Развитие детей идет теперь не совсем одинаково: мальчик и девочка уже сильно отличаются по характеру, привычкам, интересам. Это значит, что взросление идет полным ходом. У детей начинается интересный период в жизни . Родителей можно поздравить: 6 лет – это возраст серьезный.

Правильное развитие

Эти ребятишки уже напоминают маленьких взрослых. Родителям нравится слушать их рассуждения обо всем на свете. А детям 6 лет нравится высказывать свою точку зрения, делиться с миром взглядами. Это говорит о том, как сильно прогрессировало психическое развитие. Мышление теперь проходит по той же схеме, что и у взрослых.

Многие спорят:
можно ли ребенка в 6 лет отдавать в школу или лучше подождать до 7 лет? Что ж, все индивидуально и зависит от ребенка. Если к 6 годам он уже вполне самостоятельный, научился общаться и дружить, знает правила гигиены, поведения за столом, умеет за себя постоять, то почему бы и нет? В этом возрасте дети уже могут довольно долго концентрировать внимание .

Конечно, выбирать вам. Главное помнить, что 6-7 лет – это возраст, когда уже придется отдать ребенка в 1 класс. До этого момента родителям нужно его развивать, готовить к самостоятельности. Это не только уметь самому кушать в школе, мыть руки, делать уроки. Поход в первый класс для ребенка всегда стресс. Адаптация, отрыв от привычной жизни. Если до 6 лет он был окружен лишь заботой и вниманием, у него не было обязанностей и возможностей реализовать
себя, то ребенку будет очень тяжело привыкнуть к школе
.

Правильное дошкольное развитие - это целый комплекс. Здесь все важно: от правильного питания и режима дня до нормальной социальной адаптации. С детьми в классе нужно будет подружиться. Иначе учиться будет еще сложнее. Поэтому термин «готовность к школе» означает не только то, умеет ли малыш читать и считать, но и то, готов ли он в целом к самостоятельности.

Физическое развитие

В 6 лет маленький мальчик обычно проявляет больше интереса к двигательной активности. Он обожает игры: футбол, хоккей, просто беготня с друзьями. Ему уже необходимо доказывать, что он лучше, сильнее, быстрее, чем его товарищи. Физическое развитие у мальчиков идет несколько быстрее . Они часто сами просят записать их в секции борьбы, футбола, хоккея. Также они обычно немного выше девочек, процент жировой массы у них меньше.

Девочки тоже
подвижные, но предпочитают свои игры: салочки, скакалки… Они уже частично осознали свои различия с мальчиками. Пока что играть вместе им не хочется . Дети в этом возрасте все еще довольно гибкие. Многим девочкам нравятся занятия танцами, балетом, гимнастикой.

Шесть лет - отличный возраст для начала занятий спортом. До этого у малышей не было достаточно концентрации, силы воли для тренировок. Теперь они уже понимают, могут выполнять команды взрослых. Появляется осознанное желание добиться успеха – даже если это тяжело. Еще плюсом является огромное разнообразие видов деятельности, которым могут заниматься дети. Мелкая моторика хорошо развита, они гибкие, легкие. Главное - огромное желание двигаться.

Даже если
не хочется ходить в секции, дети с радостью катаются на велосипеде, роликах, а зимой – на коньках, лыжах. Любая физическая активность укрепляет мышцы. В школе это важно. Ребятам приходится носить тяжелые рюкзаки, сидеть по несколько часов. Если не поддерживать мышцы спины, то запросто можно получить сколиоз или другие неприятные заболевания.

Психическое развитие

Сейчас все новое усваивается быстро. Сохраняется принцип работы с младшими детьми: информация должна быть как можно более интересной и яркой. Так проще слушать, вызвать интерес у детей. Учителя должны помнить, что перед ними еще совсем маленькие дети . Да, им можно давать задания, можно учить их математике, чтению, географии. Но все же они еще малыши.

Игра все еще
занимает важную роль в их жизни. Обучение сложным вещам тоже может проходить через игру, игровые задания, небольшие соревнования.

Просто поделите школьников на 2-3 команды, дайте им время на групповое решение задачки, составление проекта . Предложите им условия игры, небольшие призы. Так обучение идет быстрее и проще для самих детей. Они уже способны, пользуясь опытом, разобраться во многих жизненных ситуациях для своего возраста.

Волевое развитие

Одна важная особенность развития психики в этом возрасте - воля. Теперь ребенок понимает, что часто нужно делать выбор в пользу того, что нужно, а не того, что хочется. Он уже может управлять собой, контролировать. Это отлично сказывается на психическом и эмоциональном развитии малыша . Предлагайте ему несложную домашнюю работу. Теперь в его обязанности может входить полив
цветов, выгуливание и уборка за домашним животным, мытье посуды и т. д.

Ощущение того, что от него что-то зависит, благотворно сказывается на становлении воли. Конечно, особо ярко волевое развитие проявляется в школе . Сидеть и учиться, а не выйти поиграть, делать домашнее задание, даже если устал и надоело… Неправильно со стороны родителей просто утверждать «ты должен учиться». Лучше всего объяснить, почему и зачем он, собственно, должен . Тогда многие вещи становятся проще для ребенка. Он хоть немного понимает, для чего нужно пересиливать себя.

Эмпатия и эмоции

Эмпатия уже к 4-5 годам достигает хорошего уровня. Это умение сопереживать, понимать эмоциональное настроение другого человека. К возрасту 6-7 лет оно значительно совершенствуется. Раньше малыши сопереживали в основном грустным моментам в жизни родных и друзей . Теперь же они научились радоваться вместе. Иногда это бывает сложно – порадоваться успеху друга, когда сам не можешь таким успехом похвастаться.

Со своими эмоциями разобраться куда сложнее. Родителям
нужно много времени уделять этому моменту. Ребенок часто не понимает, что с ним происходит . Из-за этого он может быть чрезмерно агрессивным, неспокойным.

Особенно ярко эмоции проявляются у девочек, ведь они более сенситивны, чем мальчики. В 6-летнем возрасте мальчик по своему эмоциональному развитию немного отстает от девочки. Так будет еще долго, но не стоит переживать – к пубертатному периоду они практически сравняются.

Что касается эмпатии, мальчики хорошо ориентируются. У них больше чувства общности в компании. Например, любая командная игра переживается остро . Победа или проигрыш команды становятся личной победой или поражением каждого участника. Дети обоих полов лучше всего знакомы с эмоциями родителей. Сразу ясно, когда мама в хорошем настроении, а когда лучше всего сидеть тихонечко в своей комнате.

Социальные навыки

В 6 лет уже сформировались некоторые нормы поведения в обществе. Конечно, в большей степени это относится к обществу детей примерно одного возраста. Они уже выучили основной сценарий знакомства, предложения дружбы, игры вместе. Детишкам, которые ходили в детский сад, будет легче в школе. Они уже знают, что такое находиться в большом коллективе практически без вмешательства взрослого.

Про то, как общаться со взрослыми, родители должны объяснять . Отличие учителя от родственника или друга семьи, правила поведения, обращения к взрослому.

В этом возрасте уже можно «читать лекции» на тему опасности общения с незнакомцами. Не нужно пугать детей, но объяснить реальную опасность необходимо. К своим шести годам они уже получили хороший опыт социальных взаимодействий – теперь его нужно расширять. С каждым годом они будут встречать все больше разных людей – нужно уметь с ними коммуницировать.

Развитие интеллекта

Нормальное развитие интеллекта не зависит от того, мальчик или девочка перед нами. К 6-7 годам уровень интеллекта выравнивается. Теперь дело за школой и родителями. Речь идет о детях без отклонений в развитии.

Сейчас важное
значение имеет интерес ребенка к получению новых знаний. Интерес гораздо шире, чем школьная программа. Тут уже можно увидеть первые предпосылки малыша к выбору любимого занятия . Кто-то с огромным интересом учится читать или даже уже умеет. Другой сосредоточится на творчестве или выберет точные науки.

В 6-8 лет активно развивается память, ее объем значительно увеличивается. Концентрация на интересном занятии достигает 45-50 минут. Теперь нужно правильно заинтересовать и преподнести учебный материал . К сожалению, иногда школа и первый класс напрочь отбивает желание учиться. Учителя не делают достаточно для того, чтобы заинтересовать детей.

Речь хорошо
развита. Ребенок оперирует всеми частями речи достаточно правильно. Может сам придумывать слова, придавая предложению комический оборот. Сейчас словарный запас уже большой, и любую мысль можно выразить, пусть даже простыми словами. Вы можете продолжать читать вслух для ребенка, или же предлагайте ему читать самому. Это серьезно расширяет лексикон.

Не нужно сосредоточиваться только на учебе. Физическое развитие тоже очень важно. Во-первых, физкультура насыщает кровь кислородом – мозг «дышит». Это способствует усвоению новых знаний. Во-вторых, спорт - отличная разрядка после учебного дня . Так проще отдохнуть, выплеснуть энергию. Дети подвижные, а в школе приходится сидеть по 3-4 часа, потом дома выполнять домашнее задание… Двигаться им просто необходимо. Гармоничное развитие, физическое и психическое, всегда идет параллельно.