Развивающие занятия по системе монтессори. Методика монтессори для раннего развития ребенка - философия педагогики и разделение учебного пространства

Конечно же, приобрести полный комплект Монтессори - материалов под силу лишь детскому центру или детскому саду – простым родителям этого не потянуть. Однако, если вам нравится методика, а возможности ходить в специализированный садик нет – не расстраивайтесь. Дело в том, что соблюдать основные принципы этой педагогической системы вы можете простой организацией быта.

Потребуется лишь потратить какое-то количество времени и сил, но не сомневайтесь – все это впоследствии окупится сторицей! Итак, с чего же начать? Прежде всего помните, что вся мебель в комнате вашего малыша должна быть легкой и обязательно соответствовать его росту (не стоит, как это любят делать многие родители, запасаться мебелью «навырост»).

Понадобится стол и стульчик, которые ребенок сможет использовать во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет легко дотянуться и на которую удастся поставить материалы для работы. Не забывайте простую истину: малыши нередко чувствует себя в нашем взрослом мире буквально как лилипуты в стране великанов: многие предметы, представляющие интерес, совершенно недоступны для них.

Потому проявите уважение к своему маленькому умнику – и тут же увидите, насколько важны эти, на первый взгляд кажущиеся вам непринципиальными, детали. Найдите не только отдельное место для индивидуальной зубной щетки и полотенца (повторимся, все это желательно разместить в ванной комнате на уровне роста ребенка), но и определенный уголок в доме, где будут лежать маленькие губка, тряпочка для вытирания пыли, веник и совок.

Не бойтесь доверять своему ребенку различные домашние дела, даже если уборка после его «работы» занимает какое-то время – с этим придется мириться. Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу.

А теперь мы приведем несколько простых упражнений для занятий с ребенком дома, которые потребуют от вас минимальных денежных вложений и приготовлений.

Однако для успеха дела все же стоит соблюдать некоторые несложные, но очень важные правила.
  • Прежде чем вы начнете заниматься, выберите для материалов одно и то же место, приучая ребенка к порядку.
  • Во время показа, или презентации, выражаясь научным «монтессорианским» языком, используйте минимум слов и движений – дайте малышу возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов.
  • Будьте терпеливы – ведь то, что кажется таким легким для вас, не обязательно так же тривиально и просто для 3-летнего ребенка. Нельзя забывать, что основная роль Монтессори - учителя состоит в наблюдении. Вполне естественно, что первым вашим побуждением в том случае, если у малыша что-либо не получается, будет вмешаться: «Дай я тебе покажу, как правильно!» Потерпите, позвольте ребенку доделать упражнение.
  • Предоставьте малышу право самому выбирать те или иные материалы для работы и продолжительность занятий с ними, совершать сколько угодно повторений и заканчивать работу в любое время.

Однако для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться объяснить ребенку, что упражнение следует закончить, прежде чем отнести материалы на место.


Занятие "Пересыпание риса" (от 2,5 до 5 лет)

Цели упражнения:

развитие мускульной координации, умение аккуратно переливать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах.

Вам понадобится:

небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.

Презентация:
  • поместите все перечисленные предметы на стол, а затем назовите их и действия с ними («стакан», «кувшин», «пересыпать» и т.д.);
  • одной рукой аккуратно возьмите кувшин за ручку, а другой – стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; а теперь пусть ребенок поработает сам – постепенно все получится.

Когда ваш малыш достигнет совершенства в пересыпании риса, можно уже будет переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому наливать себе молока или сока из кувшина в стакан.

Занятие «Сияющие ботинки» (от 3 до 5 лет)

Цели упражнения:

научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.

Вам понадобится:

газета, пара ботинок, крем для чистки обуви, щетка и тряпка.

Презентация:
  • расстелите газету на полу;
  • специальной щеткой тщательно удалите грязь с ботинок;
  • держа левой рукой ботинок, правой нанесите крем, повторите то же самое с другим ботинком;
  • дайте высохнуть крему на ботинках. В это время аккуратно закройте крышку на креме;
  • тряпкой отполируйте ботинки до блеска; теперь предоставьте малышу возможность самому позаботиться о своей обуви.

Занятие «Найди крышечку по размеру» (от 2 до 4 лет)

Цели упражнения:

развитие зрительной и моторной координации.

Вам понадобится:

4-6 бутылочек или баночек разных размеров с крышками (крышки можно хранить в небольшим контейнере).

Презентация:
  • расставьте бутылочки на столе перед малышом;
  • медленно снимите крышки и закрутите обратно;
  • сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки. А теперь дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам. Дело не простое, но он справится!

Занятие "Коробочка с образцами тканей" (от 2,5 до 5 лет)

Цели упражнения:

развитие и уточнение тактильных ощущений.

Вам понадобится:

небольшая коробочка, в которую нужно заранее положить по паре кусочков каждой ткани различной текстуры 9 например, шелк, хлопок, шерсть, мохер, жаккард, лен и т.п.).

Презентация:
  • покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих между собой по текстуре;
  • быстро перемешайте их и попросите малыша найти пары, ощупывая их руками (и не подглядывая!);
  • когда малыш наконец-то поймет смысл упражнения. Постепенно добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка делать то же самое с завязанными глазами.

Занятие «Волшебный мешочек» (от 3 до 5 лет)

Цели упражнения:

знакомство с предметами разной формы, развитие тактильных ощущений.

Вам понадобится:

мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т.п.).

Презентация:
  • завяжите малышу глаза или попросите закрыт их;
  • пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того как ребенку удастся-таки определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша.

Данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы уже выучили с малышом букву «л», положите в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.).

Конечно, это далеко не полный перечень тех упражнений, которые вы можете проделать со своим ребенком в рамках методики Монтессори . Подробнее об этом можно прочитать в книгах и пособиях, написанных на эту тему. Самое важное то, что вы готовы посвящать время занятиям с малышом и получать удовольствие от совместного творчества!

Сегодня я расскажу про применение методики Марии Монтессори для малышей до 3 лет. Всем кто решил заниматься по этой методике стоит знать, что оригинальная методика рассчитана на детей от 3 лет, за редким исключением от 2. Многочисленные варианты занятий и материалов для самых маленьких являются идеями продолжателей Марии Монтессори, но не её личными. Среди таких продолжателей можно встретить и не очень качественные варианты. Я думаю, Мария была бы ооочень удивлена обнаружив 6-8-ми месячных малышей, которые осваивают крупы с целью развития мелкой моторики. Поэтому в этом вопросе надо быть предельно разборчивыми.

Основа методики заключается в предоставлении детям свободы выбора занятий для себя . Мария Монтессори считала, что ничего не надо придумывать для развития детей, ведь все уже придумала природа. В каждом ребенке заложена оптимальная программа его развития. Надо просто довериться этой программе и создавать максимально комфортные условия для её работы.
Некоторые дети неусидчивые и любят много бегать. По мнению Монтессори, эти дети будут развиваться гораздо быстрей, если им предоставить возможность двигаться столько, столько они захотят. Если же таких детей заставить сидеть с книжками или с мелкомоторными играми, то их развитие будет происходить медленней, так как этими занятиями мы нарушим работу их естественной программы.

Для того чтобы создавать максимально комфортные условия развития Монтессори ввела ряд требований к педагогам, составу детских групп и окружающей среде:

  • Функции педагогов. Основные занятия педагога, не лекции и нравоучения, а наблюдение ! Обучение в монтессори группах происходит естественным образом при взаимодействии детей с материалом и друг другом. Задача педагога наблюдать правильно ли расположены материалы, в полном ли объеме предоставлены и организовывать непрерывный доступ детей к наиболее востребованному материалу. Очень важно отмечать чего не хватает ребенку и предоставлять это.
  • Дружественная окружающая среда. Одной из особенностей среды Монтессори является удобство обстановки. Мебель под рост ребенка, миниатюрные аксессуары для того чтобы ребенок начинал учиться всем пользоваться самостоятельно как можно раньше. Дети любят много времени проводить на полу и для этого Мария Монтессори оснащала свои классы различными циновками и ковриками, которые можно подстелить. Еще одной важной особенностью монтессори-интерьеров является большое количество стеллажей, которые обусловлены необходимостью размещения большого количества материала. Другим важным требованием к среде является доступность занятий физической культурой — в помещении должны быть предусмотрены специальные снаряды, ведь для большинства детей очень важно утолить свой двигательный голод.
  • Интуитивно-понятные материалы. Детям должны быть постоянно доступны материалы развивающие по всем направлениям. Монтессори-материалы продуманы для всех возрастов и потребностей и должны быть представлены в наиболее полном спектре, только таким образом может происходить наиболее эффективное развитие. Самыми важными характеристиками материалов является проста их использования — с правильными монтессори-материалами ребенок должен знакомится самостоятельно без участия взрослых.
  • Дети. Общение В группах обязательно пребывание разновозрастных детей, чтобы младшие могли перенимать опыт старших. По-мнению Монтессори, старшим детям общение с младшими не менее полезно и необходимо.
  • Свобода. Дети занимаются, чем хотят и выбор занятий должен оставаться за ними, а не за педагогом. Иначе ребенок становится ведомый педагогом, а не своей внутренней программой и соответственно темпы развития в разы ниже.

Принципы методики строги и делают невозможным развитие по Монтессори в домашней обстановке в полной мере. Тем не менее, мы — мамы можем позаимствовать многие элементы из этой методики.

Монтессори дома | Как применяем мы

Педагоги
Лучший педагог до 3 лет — собственная мама. С этим, я думаю, никто не возьмется спорить. В отличие от молчаливых педагогов-наблюдателей по Монтессори, мама должна быть очень активной, так как именно она является основным ориентиром для малыша.
Опять же активность должна быть уместной. Например, в момент вручения новой игрушки надо давать ребенку возможность самому с ней разобраться, а не мешать своим мнением.

Дружественная окружающая среда
Дружественная среда складывается из мебели подходящего размера и спортивных снарядов. С последним у нас все отлично и многие из вас, наверно, уже оценили .
Из личной мебели у Яны пока только обеденный стульчик. Этот стульчик заслуживает отдельной похвалы — когда надо было он надежно оберегал Яну от падений с помощью ремней и ряда других приспособлений, теперь он обеспечивает свободу перемещения и уровень посадочного места комфортный для взрослого стола.
Последнее время я все больше склоняюсь к покупке Икеевского столика и стульчиков. Криттер я рассматриваю только с двумя столиками, так как маленький столик считаю ограничением детского творчества:-).


Мамут
Криттер

Примерно так выглядит квартира мамы всерьез увлеченной Монтессори

Материалы(игры, игрушки и т.п.)
Да простят меня мамы, которые организовали дома среду Монтессори в полном объеме, но я считаю фанатизмом подобное следование групповой методики в домашних условиях и ограничилась базовым списком всего необходимого для нашей возрастной категории.

Этот список я публиковала в посте о том . Именно в этом посте указан базовый перечень всего, что надо ребенку от года до двух предоставить начиная от игрушек заканчивая такими вещами как наше внимание. Сейчас у нас весь этот перечень закуплен и предоставлен в полном объеме для непрерывного взаимодействия.
В дополнение к обычным играм и игрушкам у нас накопилась целая куча логических игрушек — рамок-вкладышей и пазлов. Кстати, именно Мария Монтессори автор этого дидактического материала в виде рамок-вкладышей и развивающих дощечек с различными замочками и застежками. Подробней про наши логические игрушки читайте в .
Не могу не упомянуть тот факт, что Мария Монтессори одна из первых пришла к выводу о необходимости развития мелкой моторики, которой :-). Я бы поспорила в каком случае выше эффективность, когда перед ребенком стеллаж с миской и крупой для пересыпания или занятия по просьбе ребенка на одеяле с использованием большого количества наполнителя и вариантов действий с ним.

В целом мне кажется, количество игрушек и материала для развития у нас получилось не меньше, чем на приведенном фото.

Дети. Общение
Тут стоит снова акцентировать внимание на том моменте, что Мария Монтессори занималась детьми в основном от 3 лет и всё о чем мы читаем в расчете на меньший возраст это импровизация методики в трактовке других авторов. В то же время следует прислушаться к мнению многочисленных специалистов, которые убеждены в отсутствии необходимости социализации для самого раннего возраста.

Свобода
В Монтессори методике предусмотрена организация среды в виде многочисленных стеллажей, контейнеров и коробочек под сыпучее и т.п., но у большинства детей до 2 лет возникнет горячее желание навести порядок по своему. На этом месте надо вспомнить что, методика рассчитана на детей от трех лет которые уже осознают порядок и с помощью детей постарше способны поддержать его. Поэтому рекомендую при организации материалов учитывать особенности своего ребенка, а не фото красивых, но не функциональных интерьеров. Я зачастую такие вижу на фото и понимаю, что либо крышки контейнеров убраны на время съемки либо это интерьер создан для рекламных целей.

Монтессори дома | варианты заданий на каждый день

В первую очередь по методике предполагается большое количество времени для занятий детей с развивающими материалами. Но в возрасте до 3 лет у детей особое восприятие эмоций (сенситивный период) других людей, особенно мамы и разумеется мы должны делать уклон на эмоции, а не на развивающие материалы.

Монтессори предполагает невообразимое количество простых и доступных для всех занятий, в том числе многие по собственному самообслуживанию и по поддержанию порядка. Я решила подготовить шпаргалку с Монтессори-списком заданий, в который удобно заглянуть когда Ваша фантазия уже на исходе:

  1. Переливание воды . Потребуется: поднос или таз, лейки, сосуды, красители (можно использовать обычные краски) и не забудьте вооружить ребенка тряпочкой, чтобы вытирать случайно пролитую воду. Еще один вариант переливания с пеной — добавляем в воду пену для ванны.
  2. Расстегивание и застегивание. Потребуется: шнурки, одежда на молнии, кнопках, пуговицах. В зависимости от возраста предлагаем ребенку расстегнуть или застегнуть, развязать или завязать застежки.
  3. Полив цветов. Лейка, цветы и вода.
    Двухлетка прекрасно справляется с поливом цветов
  4. Ходьба по линии. Берем тесьму (2 см. шириной) или нитку приклеиваем скотчем к полу. Можно проложить маршрут из комнаты в комнату, можно по кругу. Деткам постарше предлагаем наступать точно на линии, младшие ходят как получится. Для составления маршрутов удобно использовать коврики-пазлы ( отдельный пост об этом). Из отдельных частей коврика составляем различные дорожки — по замкнутой линии или зигзагом и т.п. Вдоль линии можно положить мелкие предметы кубики или другую мелочь — условные грибы, цветы и ягоды, которые надо собирать. В этом случае не забудьте выдать ведерко. В итоге предложите накормить собранными дарами какую-нибудь игрушку.
  5. Ходьба по линии с колокольчиком. Прокладываем маршрут при помощи тесьмы. Ребенку выдаем колокольчик. Обыгрываем ситуации, что малыш заблудился в лесу и он должен ходить по линии, чтобы мама его нашла.
  6. Понюхать ароматы специй. Тут оговорюсь, ароматическое лото я считаю агрессивной игрой, как и использование эфирных масел. В первом случае синтетические ароматы, во втором тяжелые — лучше и то и другое избегать. Вспомните свои чувства в процессе выбора очередного парфюма — уже после пары запахов интерес заканчивается, а приходит раздражение. Вполне достаточно предложить один — два натуральных аромата. Предложите малышу понюхать — зерна кофе, стружку корицы, лавровый лист, апельсины, мяту, анис, гвоздику, душистый перец. Кстати, именно по воспоминаниям о том как мы нюхали летом цветы, я поняла, что Яна помнит прошлое лето.
  7. Понюхать ароматы трав. Сделайте ароматное саше с аптечными травками — лавандой, мятой, тмином. В качестве мешочков используйте ставшие малыми хлопчатобумажные носочки. Предложите малышу, положить саше под подушку. Это может быть отличным мотивом для укладывания спать.
  8. Восприятие температуры. Взять пару махровых полотенец. Одно намочить в холодной воде, другое в горячей. Полотенца разложить на полу и предложить малышу поочередно походить на них.
  9. Рисование с рамками-вкладышами. Для малышей ближе к 2 годам можно предложить рисование с вкладышами от рамок. Обводить вкладыши по контуру, затем их раскрашивать.
  10. Готовим вместе . Предоставляем ребенку ломтики продуктов и показываем как составлять бутерброд. Предоставляем стакан воды и варенье. Предлагаем сделать морс.
  11. Сходить в библиотеку. Если малышу уже больше полутора лет и он любит книжки самая пора сходить в детскую библиотеку. Поверьте там и для таких крох найдется что-нибудь интересное. У нас с Яной первый библиотечный опыт состоялся в 1,3, когда библиотека проводила акцию в парке. Мы узнали, что там нас есть для нас книжки и там нас ждут!
  12. Прокатиться на автобусе или троллейбусе.
  13. Выжимать мокрую губку . Можно разрезать губку на небольшие кусочки и выжимать с помощью чеснокодавки или скалки.
  14. Провести ревизию носков . Подбирать парные носки.
  15. Стирать. Помогать складывать грязные вещи в стиральную машину. После того как мама положит средство для стирки и выберет режим нажать на кнопку старт!
    С двух лет запуск цикла стирки — почетная обязанность Яны. Программу, конечно же, выбираю я.
  16. Включать-выключать свет . Если выключатели расположены высоко можно предложить включать-выключать светильник или фонарик.

  17. Варианты щипцов и «хваталок»

    Сделать домик из нескольких стульев и одеяла. Стулья поставить друг к другу спинками. Сверху положить крышу — одеяло.

  18. Игры на мелкую моторику. Сортировка мелочей (пуговиц, бусин, деталей лего) по форме, размеру, цветам. Другие идеи смотрите в .
  19. Перекладывание предметов щипцами для салата, специальными хваталками или другими приспособлениями.
  20. Вылавливание предметов половником или маленьким ситечком. Можно совместить с купанием.
  21. Мыть игрушки. Можно совместить с купанием.
  22. Мыть пол. Примерно с момента как Яне исполнился год пол мы стали мыть вместе. У нее есть свои тряпочки и как только она видит, что я занялась полами, немедленно присоединяется.
    Малыши очень любят порядок и уборку. Возможно, взрослые её любят меньше, потому что им не давали в ней участвовать с ранних лет.
  23. Наведение порядка в шкафу с вещами. Учим ребенка складывать вещи и складываем совместно.
  24. Игры с прищепками. Для помладше отцеплять и сортировать по цвету. Для малышей постарше прицеплять по цвету.
  25. Дыхательная гимнастика . Задувание свечи, свист в свистульку, дуть на различные легкие предметы — перышки, вырезанные бумажные птички и т.п. Очень важные упражнения для развития речи!

Монтессори дома | типичные ошибки

Напоследок хочу привести парочку типичных ошибок при реализации этой методики:

  • Одной из наиболее частых ошибок является ограничение свободы движения ребенка при выполнении определенных заданий. Зачастую мамы сажают непосед в высокие стульчики и радуются, что они занимаются по Монтессори мелкой моторикой. Как же они заблуждаются! По мнению Марии Монтессори, эти мамы допускают грубейшие ошибки в развитии своего ребенка — не прислушиваются к потребностям естественной программы организма ребенка, а значит нарушают её!
  • Другой частой ошибкой мам является постоянное желание поправить или доделать какие-то моменты. Например, если объект на аппликации или рисунке расположен кверху ногами, многие мамы начинают учить малыша, как делать правильно. Не лезьте с нравоучениями лишний раз! Придет время и ребенок усвоит пространственные и многие другие понятия самостоятельно. Причем это произойдет неизбежно, даже если вы этого не захотите и будите всеми силами этому препятствовать;-).

На этом описание методики завершаю и надеюсь, что вы нашли интересные моменты, которые взяли себе на заметку.

  • (для 1-2 лет);
  • (большой / маленький и т.п.).

18.11.2015 Viktoria Soldatova

Занятия по методике Монтессори мы . Данная методика может сочетаться с любой другой и этим она уникальна. Дети независимо от пола любят занятия в стиле Монтессори. Даже если родитель не изучал основы методики специально, сможет оценить ее прелесть, легкость в применении дома после прочтения этой статьи.

  1. Развитие стереогностического чувства
  2. Развитие вкуса обоняния и слуха

Книгой я с удовольствием делюсь со своими подписчиками. В ней описаны только присутствующие у нас орехи: грецкий, фундук, кешью, миндаль, фисташка. Я сфотографировала несколько ее страниц до сборки, чтобы вы могли понять если она подойдет по уровню восприятия вашим деткам.


Итак, каждый определенный ребенком орех мы берем, трогаем, говорим о его форме и пробуем на вкус. От тестирования грецких орехов Александр отказался, все остальные попробовал не в одном экземпляре .

Затем я взяла миску и выложила в нее содержимое менажницы, хорошенько перемешав. Задача ребенка была брать орехи по одному тремя пальчиками, называть каждый и сортировать по отделениям. Скажу честно, что когда я подготавливала орехи, была уверена, что Александр будет их пересчитывать, поэтому положила их все по 30 штучек. Но я ошиблась, его интерес занял сам материал и до счета дело не дошло. Тем не менее, ребенку пришлось произнести каждое название 30 раз, что естественно привело к запоминанию названий каждого вида ореха.


Затем я спросила у Александр если он хочет увидеть орешки в скорлупе? Интерес был на пике и конечно он хотел не только их увидеть, пощупать, но и расколоть! Я предоставила ему такую возможность, колоть их он не уставал!

С удовольствием делюсь книгой с моими подписчиками. Заполните пожалуйста форму ниже и на ваш эл. адрес автоматически будет отправлено письмо со ссылкой для скачивания. Если в течении 10 минут вы не получили письма, проверьте пожалуйста папку Спам.

Существует множество авторских методик раннего развития ребенка. Но развивающая программа Марии Монтессори, которая уже успела стать классикой в этой области, многие годы остается самой востребованной. Метод Мотессори был разработан еще в первой половине XX века. Он был обогащен новыми достижениями педагогической науки и лежит в основе развивающих занятий в центрах раннего развития и детских садах многих стран. Основательница методики (Мария Монтессори) — итальянский врач, педагог и психолог, работавшая над созданием развивающих занятий для детей с особенностями развития. Со временем метод оказался действенным и для детей без особенностей. Эта система развития ребенка названа самой Монтессори «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».

Впервые система Монтессори была опробована в доме ребенка в Риме в 1907 году. С 1909-го года методикой Марии Монтессори заинтересовались во многих странах мира. В 1913-ом году система Монтессори оказалась популярной и в России, но в 1924-ом году детские сады, работавшие по этой методике, были закрыты и открылись вновь лишь в 1992-ом году.

Суть, основные принципы методики

В основе этого метода лежит принцип самовоспитания ребенка. Взрослые — родители и педагоги должны понять интересы малыша, создать необходимые условия для развития и объяснить, каким образом можно получить знания. Девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому».

Марии Монтессори принадлежат следующие слова:

  1. Детей учит то, что их окружает.

  2. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

  3. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

  4. Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.

  5. Если с ребенком честны – он учится справедливости.

  6. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

  7. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

  8. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

  9. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

  11. Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

  13. Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.

  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

  16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

  17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

  18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

  19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори не признавала многих методов, которые применяли другие образовательные системы. Так в методике Марии Монтессори категорически запрещается:

  • Сравнивать детей друг с другом.
  • Применять соревновательный метод в процессе воспитания.
  • Применять ко всем единые требования и программы, ведь каждый ребенок занимается в собственном темпе и делает то, что представляет для него интерес.

Ребенок, занимающийся по методике Марии Монтессори сам выбирает, учится самостоятельности в принятии решений, а взрослые, уважая его детский выбор, создают определенную среду, наблюдают и помогают, когда это необходимо.

Предоставление самостоятельности не предполагает вседозволенности. Детей учат соблюдать тишину, не мешать другим детям играть, убирать игрушки. Дети должны понимать не только свои, но и чужие границы.

Такое упорядочивание жизни малыша помогает ему чувствовать себя стабильно и уверенно, воспитывает в нем уважение к окружающим людям.

Организация пространства

Развивающая среда — важнейшая составляющая методики Марии Монтессори, без которой она просто не может работать. Рабочее пространство делится на несколько зон, что позволяет педагогам отлично организовать процесс обучения, сохраняя при этом порядок, а детям легко ориентироваться во множестве обучающих и развивающих материалов.

Практическая зона или зона реальной жизни прививает ребенку навыки ухода за собой и за окружающим пространством, учит поведению в социуме. Дети подметают пол, одевают и раздевают кукол, моют и нарезают овощи, ухаживают за растениями и животными, учатся вести себя тихо. Организуя эту зону, необходимо поместить в нее «Бизиборды», цветы и комнатные растения, лейки, скатерти, безопасные ножницы, совочки и.т.д.

Занятия в сенсорной зоне , как видно из названия, способствуют сенсорному развитию ребенка. Занимаясь в этой зоне, малыши развивают мелкую моторику. Материалы, которые используются в этой зоне, постепенно готовят к школе, развивают память и внимание. Сенсорная зона наполняется предметами, которые различаются формой, размером, весом и цветом. Это могут быть мячи различного диаметра, мешочки, геометрические тела, цветовые таблички, вкусовые баночки, коробочки с различными запахами и другие материалы, развивающие какой-то из органов чувств.

Математическая зона тесным образом связана с сенсорной. Работая с геометрическими телами, сравнивая и измеряя различные предметы, ребенок уже учится применять математические знания на практике. В математической зоне необходим числовой материал из бусин, таблицы математических действий, геометрический комод, счеты и.т.д.

Языковая зона предназначена для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса, обучения письму. Эта зона также связана с сенсорной, так как предметы сенсорной зоны способствуют развитию речи ребенка. В языковой зоне могут использоваться карточки с изображением различных предметов. Рамки для штрихования, азбука из шершавой бумаги, карточки букв и слогов, книги.

Космическая зона знакомит ребенка с окружающей действительностью. В этой зоне находятся различные материалы для изучения солнечной системы, континентов, природных зон и ландшафтов. Дети получают представление о времени и календаре, учатся классифицировать животных и растения, знакомятся со средой обитания. В этой зоне необходимый материал для проведения различных экспериментов, в ходе которых дети знакомятся с наукой. В космической зоне можно позаниматься с картами, ознакомиться с коллекцией минералов.

Методика Марии Монтессори: спорные моменты

Методика Марии Монтессории, отличающаяся многими преимуществами и достоинствами, имеет при этом определенные недостатки.

  • К минусам данной методики можно отнести то, что в ней не уделяется внимание сюжетно-ролевой игре, которая является основным видом деятельности малыша в дошкольный период.
  • Не уделяется достаточного внимания и совершенствованию фантазии, сказочным историям, физической активности.
  • Кроме того, при поступлении в школу ребенку может быть трудно адаптироваться к другой среде, отличной от среды Монтессори.

Учитывая это, педагоги и родители, взяв из методики Марии Монтессори все самое лучшее, добавляют в нее свои собственные наработки, которые отвечают современным требованиям педагогической науки и, несомненно, добиваются хороших результатов в развитии ребенка.

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был здоровым, умным, счастливым и согласно своему возрасту. Но порой, бывает так, что родители настолько заботятся о своем чаде, что лишают его самостоятельности и фактически делают все за него. Как же поступать, чтобы малыш умел сам себя обслуживать, но при этом не чувствовал отстраненности от родителей? Чтобы у него не было чувства одиночества и заброшенности? Ведь часто детки порой просто бояться и стесняются лишний раз спросить у родителей, тем самым оставляя свои вопросы без ответов. Для решения этой нелегкой задачи можно обратиться к методике итальянского врача Марии Монтессори . После того, как она стала популярна в России, ее плоды теперь может каждый родитель увидеть на примере .

Методика Монтессори

Девиз Монтессори «Помоги мне сделать это самому!» Основной идей по данной методике являет самоустранение родителей в процессе игры ребенка и даже выборе занятий . В рамках определенной комнаты и созданных специальных условиях, малыш в любом возрасте (буквально от 0 и до 6 лет ) сам вправе определять что нравится и чем он хочется заниматься в данный момент.

Родитель, как взрослый человек, просто должен правильно и аккуратно направить своего малыша. Помочь ему изначально разобраться, как работают те или иные вещи, возможно показать и рассказать (особенно в зоне по развитию речи ) названия животных и предметов, изображенных на рамках вкладышах, например.

Насколько долго заниматься тем или иным делом – малыш должен решить сам, все обычно зависит от заинтересованности и желания перейти к другому занятию. Еще важен возраст в котором вы начали применять методику раннего развития Марии Монтессори. Даже если вы предлагайте малышу, например, построить башенку, а он ее только ломает, не мешайте ребенку этого делать. В формате разрушений, кроха изучает мир с не меньшей пользой! Психологи даже выдвинули такую теорию, что прежде чем начать созидать, надо научиться разрушать.

Как вы уже поняли – дети смотрят на мир и познают его не так, как взрослые. Они смотрят на многие привычные нам вещи впервые - не стоит забывать об этом. Вполне вероятно, что в данный момент ребенку интереснее смотреть на рассыпающиеся в разные стороны кубики, чем на упорядоченную башенку из них.

Основные принципы методики Монтессори:

  • Ребенок-учитель. Дети способны сами научить себя многим вещам, это помогает им получить бесценный опыт.
  • Дети учат и друг друга. Одна из идей методики Монтессори заключается в том, что дети от 0 до 3 лет могут играть вместе и им не мешает, что кто-то уже разговаривает, а кто-то не умеет ходить. Дети воспринимают детей равными себе, а потому не пытаются сделать все за них, как это часто делают взрослые. В этом важном, хотя и крохотном моменте и сосредоточена вся суть данного процесса.
  • Разделение на зоны. Пространство, в которым ребенок живет и учится должно быть разделено на определенные зоны, где каждая несет в себе определенную смысловую нагрузку. С помощью этого, малышу проще будет проходить различные обучающие занятия самостоятельно.
  • Главная задача родителя - заинтересовать ребенка, а научиться он сможет сам.

ВАЖНО! Помните, что не нужно наседать на малыша и заставлять его заниматься тем, что интересно вам. Даже в возрасте до года, кроха может уже понять, что его заинтересовывает больше, а что менее интересно.

Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет

Каждая методика рождается на базе неких закономерностей. Мария Монтессори вывела 12 «заповедей», которые могут объяснить, какие действия к каким последствиям могут привести.

  • Окружающая среда - лучший учитель. Что может подготовить ребенка к миру лучше, чем сам мир? Малыш интересуется всем, что происходит вокруг и это естественно. Наблюдения различных явлений помогает ему узнать, как работаю те или иные вещи. В последствии ребенку будет проще выбрать конкретно те занятия, которые его интересуют и к чему у него склонности. Поэтому, чтобы не навредить – просто создайте крохе даже до года, необходимые условия, отвечающие основным .
  • Критика учит ребенка осуждать. Если вы постоянно критикуйте своего малыша, он учится критиковать других, в том числе и свои родителей, и других детей, что в плане социализации ему может помешать. Таким образом, старайтесь не концентрировать ваше внимание на том, как было выполнено и кем. А старайтесь сосредоточиться на его личных достижениях и итогах.
  • Похвала учит ребенка оценивать. Если вы хвалите своего малыша, он учится давать свою собственную оценку вещам, предметам и действиям. Но хвалить просто за действие не нужно. Только за результат, которого он смог добиться сам.
  • Враждебное отношение учит ребенка драться. Должен ли ребенок уметь драться - спорный вопрос для многих родителей. Конечно, это не должно становиться для малыша способом добиваться своего или решать какие-то проблемы, но умение постоять за себя не бывает лишним. Таким образом, старайтесь подойти к конфликтам более спокойно, но научите при крайней необходимости постоять за себя!
  • Честное отношение к ребенку учит ребенка справедливости. Не прихваливайте, но при этом сильно и не критикуйте своего ребенка. Он сможет понять, что к нему относятся справедливо и только тогда относится, так же к другим людям и самому себе. Поэтому справедливое отношение к действиям и результатам очень важно для малыша.
  • Если ребенка будут высмеивать он привыкнет быть робким. Робость может быть полезным навыком, но не всегда. Это может привести к тому, что малыш просто будет бояться проявлять свои желания, а значит, и амбиции. Поэтому не нужно морально давить и пытаться принизить малыша. Он очень чувствителен по натуре! Имейте в виду, что после вы будете пожинать плоды такого воздействия, но поменять отношение крохи будет практически невозможно.
  • Если вы создадите для ребенка безопасную среду , это поможет ему доверять не только вам, но и миру. Кончено, всего должно быть в меру, чтобы малыш не вырос излишне наивным. То есть старайтесь обезопасить пространство крохи до 2 лет, но в любом случае говорите и розетках, острых углах. Вы, в конце концов, можете поехать в гости, а там такой идеальной обстановки не будет.
  • Если ребенок постоянно чувствует позор, то он привыкнет чувствовать себя виноватым. Постоянное чувство вины – это не совесть. Это то, что действительно может помешать человеку во взрослой жизни. То есть важно в определенный момент помочь, когда вы понимаете, что кроха не готов еще что-то сделать сам. Нужно давать задачи по силам малыша.
  • Если вы одобряете своего ребенка, это научит его самоуважению . Кончено, перехвалить ребенка не стоит, иначе он может вырасти зазнайкой. Вам, как и малышу нужно знать меру.
  • Снисходительное отношение к малышу, сможет научить его терпению . Как к самому себе, так и к другим людям. Терпение, как и волю нужно взращивать с молодых ногтей.
  • Если родители будут подбадривать своего малыша, показывать ему свою веру в него, он будет уверенней чувствовать себя и сможет добиться большего.
  • Если ребенок чувствует в семье себя нужным и чувствует доброе отношение к себе, он сможет находить в мире любовь, и будет уметь показывать ее другим. Он будет не загнанным зверенышем, а добрым и отзывчивым крохой, который будет готов покорить мир в любой момент!

Выполняя эти не хитрые, но очень важные заповеди методики Монтессори для детей от 0 до 6 лет , вы сможете вырастить

Монтессори методика раннего развития. Правила зонирования

Поговорим о зонирование, которое по методике Монтессор и поможет сбалансировано развиваться Вашему малышу от 0 до 6 лет . Правило, которое работает для каждой зоны гласит что, все предметы, необходимые ребенку должны быть доступны ему самому.

Зоны в методике Монтессори для детей

Вот 6 зон, которые вы сможете легко организовать у себя дома:

  • Зона повседневной жизни. Она включает в себя одежду, купальные принадлежности, обувь.
  • Зона языкового развития. Туда сложите все игрушки, связанные с развитием речи: кубики с буквами, книжки, развивающие карточки.
  • Зона творчества. К этому пространству относятся музыкальные инструменты, краски, карандаши, бумага и цветной картон - все те вещи, которые помогают ребенка воплощать в жизнь свои творческие задумки.
  • Зона естествознания. Здесь должны быть игрушки и предметы, помогающие ребенку узнать о многообразии животных и растений, форм и цветов и многие другие понятия о мире вокруг нас. Все, что нужно изучить в окружающем их мире.
  • Зона сенсорного развития. Развитие тактильных ощущений способствует развитию речи малыша. В этой зоне должны находиться различные материалы, способные показать малышу разные фактуры, формы и даже температуру.
  • Зона активности. Здесь хранятся атрибуты активных игр: мячи, скакалки, резиночки и другие спортивно-развлекательные принадлежности.

Итоги применения методики Монтессори от 6 месяцев

Наличие всех этих зон по методике Монтессори поможет малышу:

  • Привыкнуть к порядку и организованности пространства вокруг себя;
  • Свободно выбирать, какой род игр и занятий наиболее ему нравится;
  • Наглядно видеть многообразие занятий.

Возраст ребенка при использовании методики развития Монтессори

Разделить методику Монтессори на определенные возраста довольно сложно, ведь одним из основополагающих принципов методики является как раз объединение детей разных возрастов в одной группе. Кончено, такой принцип может соблюдаться в специальных заведениях, где применяют методику .

Если вы хотите , следуйте ее принципам и разделите пространство на зоны. В зависимости от возраста ребенка меняется в основном масштаб этих зон.

Монтессори методика до 1 года

Так, например детям до года , на этапах раннего развития , стоит оборудовать их маленькое личное пространство, например, ковриком и мобилем. Разложить игрушки, способствующие восприятию цветов и движений.

Методика Монтессори для детей от 1 до 2 лет

Деткам более старшего возраста, от года до 2 лет стоит расширить пространство, так как появляется возможность передвижения. В этом возрасте ребенок может самостоятельно ходить в ванную комнату и на кухню, где его будут ждать купальные принадлежности и его бутылочка в доступном для него месте. Такой прием сможем приучить ребенка, что кушать, купаться и играть нужно в отведенных для этого местах.