Покрывной лак для масляной живописи. Даммарный лак для масляной живописи: состав, применение, время высыхания


- в качестве добавки в масляные краски в процессе создания картины («лаки на палитру») для предотвращения сморщивания, потускнения красочных слоев, сохранения яркости и чистоты цвета, усиливания глубины тонов, уменьшения возможности пожелтения пленки
- в качестве промежуточных слоев для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоев
- для защиты картин от различных внешних воздействий
- для закрепления рисунков, выполненных карандашом, углем или пастелью (фиксатив).
Лаки представляют собой растворы природных смол и масел в летучих растворителях, традиционно используемых для производства лаков. Выпускаются в пластиковых флаконах емкостью 120мл.

Лак даммарный
Применение: разведение масляных красок и покрытие законченных произведений живописи.
Состав: раствор смолы даммара в пинене.
Свойства: Время высыхания 12 часов.
Код: 2533905

Лак фиксатив
Применение: закрепление рисунков, выполненных карандашом, углем или пастелью. Наносится на поверхность при помощи пульверизатора.
Состав: раствор поливинилацетата в смеси бутилового и этилового спирта. Код: 2533910

Лак акрил-фисташковый
Применение: покрытие законченных произведений живописи
Состав: синтетическая смола в сочетании с небольшим количеством смолы мастикс.
Свойства: после высыхания дает обратимую пленку, стойкую к воде. Лак и его пленка почти бесцветны. Время высыхания не более 24 часов.
Код: 2533906

Лак ретушный
Применение: в качестве промежуточного слоя для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоев.
Состав: раствор даммары и пластификатора в уайт-спирите с добавкой активных растворителей.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе.
Код: 2533911

Лак мастичный
Применение: покрытие законченных работ (масло, темпера). После разбавления в 4-6 раз пиненом может быть использован в многослойной живописи аналогично ретушному лаку.
Состав: раствор смолы мастикс в пинене.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе. Время высыхания 6 часов.
Код: 2533904

Лак пихтовый
Применение: разведение масляных красок.
Состав: раствор пихтовой смолы в пинене.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе. Время высыхания 4 часов.
Код: 2533909

Лак кедровый
Применение: разведение масляных красок.
Состав: раствор кедрового бальзама в пинене.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе.
Код: 2533907

Лак бальзамно-пентамасляный
Применение: разведение масляных красок.
Состав: раствор кедрового бальзама и пента эфира жирных кислот подсолнечного масла в уайт-спирите с добавкой сиккатива.
Свойства: пленка лака необратима, после высыхания не растворяется в растворителях.
Код: 2533908

Живописные лаки представляют собой 30 - процентные растворы смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола растворена в льняном масле. Выпускаются следующие виды лаков, применяемые как добавки к масляным краскам: мастичный, даммарный, фисташковый, акрил-фисташковый и копаловый.
Лак мастичный. 30-процентный раствор смолы мастики в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи. Имеет свойство немного желтеть со временем. Придает работе глянцевую отделку. Очень эластичный.
Лак даммарный . 30-процентный раствор смолы даммара в пинене с добавкой этилового спирта. Даммарный лак применяется как добавка к краскам и как покрывной лак. При хранении он иногда теряет прозрачность, но, высыхая, при испарении пинена "пленка лака приобретает прозрачность. Для разбавления лака применяют пинен. При старении даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный.
Лак копаловый представляет "сплав" копаловой смолы и рафинированным льняным маслом, разбавленный пиненом. Лак темного цвета. Примерный состав лака (в м. ч.): копала - 20, масла - 40, пинена - 40. Лак применяется как добавка к краскам. Высохшая пленка копалового лака нерастворима органическими растворителями.
Кроме указанных лаков, выпускаются: бальзамно-масляный, кедровый, бальзамно-пентамасляный и пихтовый лак

Лаки покрывные

Лаки покрывные служат для покрытия, масляной и темперной живописи
Лак фисташковый представляет собой раствор фисташковой смолы (23%) в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавители № 2) и бутилового спирта. Достоинством фисташкового лака является почти полная бесцветность лаковой пленки, которая отличается большой эластичностью. Скорость высыхания фисташкового лака значительно ниже, чем у других покрывных лаков.
Лак акрил-фисташковый представляет собой синтетическую полибутилметакриловую смолу с добавлением незначительного количества фисташковой смолы. Смолы растворены в пинене, в который добавлено около двух процентов бутилового спирта. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходи более медленно, чем лака мастичного.
Лак ретушный применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоев. Лак может наноситься кистью или тампоном.
Лак состоит из 1 части мастичного лака и 1 части акрил-фисташкового лака, растворенных в 8-10 частях авиабензина.

Покрытие картин лаком

Покрытие лаком картин, написанных масляными или темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение. Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность. Красочный слой, покрытый лаком, приобретает приятный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.
Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе. К таким агрессивным реагентам относятся сероводород и сернистые газы, вызывающие резкое потемнение некоторых красок.

Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение всего-этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т. п. Для покрытия картины применяют один из покрывных лаков: акрил-фисташковый, мастичный или даммарный. Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем. Применяемый лак должен быть свежим, с момента выпуска может пройти не более трех месяцев, что проверяется по компостеру на этикетке.
Перед нанесением лака - картину необходимо очистить от пыли и просушить. Для нанесения лака применяют широкие щетинные флейцевые кисти, при этом ширину флейца подбирают в зависимости от размера картины. Для картины среднего размера обычно применяют флейц, ширина полоса которого не менее- 100 мм, а для картины небольших размеров - шириной 45-50 мм. Выбранная флейцевая кисть должна быть с короткой, но нестриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она "затянула" лак, т. е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем. Кроме флейцевой кисти, лак иногда наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.
Для лучшей располировки лака его следует наносить в подогретом виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды не свыше 40°. Иногда подогревают картину рефлектором, также до температуры не свыше 40°, но этот способ не дает равномерного распределения тепла по живописному слою, и тепло рефлектора трудно регулируемо.

Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем - № 4) в соотношении 1: 1. Соотношение между лаком и разбавителем можно изменять в зависимости от времени года, в холодное время разбавителя берут больше. Чтобы лак сох медленнее в процессе работы, в него добавляют уайт-спирит (разбавитель - № 2), что дает возможность не спеша наносить лак на картину, но уайт-спирит обладает большей проницаемостью, чем пинен, и может вызвать так называемые провалы лака, который уходит через микротрещины в глубь живописного слоя, образуя мутные пятна.
При нанесении лака, картину кладут на стол, а большие картины покрывают лаком на мольберте. Установив источник света с правой стороны, приступают к покрытию картины лаком. Набрав на кисть небольшое количество лака, плавно, широкими движениями ведут флейц в одну сторону, сгоняя лак. При быстром движении флейца кисть захватывает воздух, и на лаковой пленке могут образовываться пузырьки. Направление флейца должно быть параллельным нижней стороне картины. После нанесения лака его располировывают уже сухим флейцем по полусырому лаку. Располировку ведут до тех пор, пока флейц не станет подлипать и задерживаться на лаке. Как нанесение, так и располировку производят в одну сторону, не возвращаясь к уже просохшим местам картины. После нанесения лака блеск картины должен быть умеренным.
При повышенном блеске лаковой пленки, что связано с чрезмерным нанесением лака, этот недостаток исправляют путем удаления части лаковой пленки. Для чего применяют флейцевую кисть, хорошо смоченную в пинене. Размывание пленки производят такими же движениями кисти, как и при покрытии. Лак с кисти периодически отжимают.

При покрытии лаком больших картин, как указывалось, их устанавливают на мольберте и следят за тем, чтобы в процессе работы не было потеков.

Полученное отжимом семян Carthamus Tinctorius сафлоровое масло прозрачное, соломенного цвета, с очень низкой кислотностью. В изобразительном искусстве оно используется совсем недавно. Сафлоровое масло не желтеет со временем, тем самым гарантируя великолепную сохранность цветов. По этой самой причине оно особенно рекомендовано для белых и светлых тонов. По своей природе это медлено высыхающее нежелтеющее масло. Совместно с маковым маслом используется в качестве связующего для приготовления масляных красок высшего качества Maimeri Puro. В сущности, оно служит для размягчения и разжижения краски, а при применении его в больших количествах придает масляным краскам такую же прозрачность, как и у акварельных красок.
Для данной техники живописи мы рекомендуем использовать краски с высокой концентрацией пигментов. Вы добавляете сафлоровое масло к краскам на палитре, смешивая их очень мягкой кистью до полной однородности. После этого краску можно наносить на поверхность. Сразу после высыхания слой краски выглядит прозрачным. В этом случае яркость цвета зависит от хорошей подготовки поверхности.

Льняное масло 650.

Определенно, одно из самых известных быстросохнущих масел, льняное масло имеет очень древнее происхождение. Получается отжимом семян Linum — одного из наиболее распространенных видов льна, имеет яркий соломенный цвет, прозрачное, с очень приятным запахом и низкой кислотностью. В какой-то степени можно сказать, что льняное масло появилось одновременно с масляной живописью, потому что мастера-художники использовали этот продукт для приготовления собственных масляных красок. Легкое в применении, его свободно можно найти в природе, льняное масло фактически само по себе является частью масляной живописи. Обычно льняное масло и краска наносятся мягкой кистью. В подготовительной стадии важно тщательно их перемешать. Сразу после высыхания картина выглядит сверкающей и яркой. Льняное масло сохнет быстрее, чем другие высушивающие масла. Но из-за своего химического состава имеет тенденцию желтеть со временем. Однако достаточно выставить картину в очень хорошо освещенном месте, чтобы задержать этот процесс. Чрезмерное количество может вызвать морщины на поверхности картины.

Льняное масло полимеризованное 652 .Полимеризованное льняное масло хорошо известно среди художников как «стэндолио». Его высокая вязкость осложняет использование, поэтому перед использованием его лучше протестировать. Изготовлено из обычного льняного масла. Оно очищается и частично полимеризуется нагревом до температуры 280-300 С в вакуумной автоклаве при наличии инертных газов. Данная обработка улучшает его эластичность и увеличивает способность расширения на холсте. Полимеризованное льняное масло следует смешивать с масляными красками с помощью кисти очень медленно и непрерывно до тех пор, пока масло и краска. Полимеризованное льняное масло делает краски «жирными», очень мягкими, но всегда пригодными для нанесения кистью; оно увеличивает блеск и яркость нанесенного красочного слоя. Время окисления очень долгое. Полное высыхание занимает приблизительно 40-50 дней. Специальная техника, в которой широко используется полимеризованное льняное масло, известна как эффект «глассе», придающий живописи чрезвычайную глянцевость и почти стекловидность. В этом случае вам следует смешать небольшое количество краски с полимеризованным льняным маслом. Наносить смесь лучше очень мягкой, чистой веерообразной кистью.
В отличие от техники вуалирования, которая заключается в наложении прозрачных слоев краски сверху на сухой слой поэтапно, техника «глассе» требует единственного нанесения прозрачных штрихов. Полностью не смешаются Если смесь получилась слишком вязкой, то для облегчения работы кистью на холсте рекомендуется добавить несколько капель уайт-спирита или сиккатива в смесь.

Ореховое масло 654 .Ореховое масло получается в результате тщательного отжима ядер грецкого ореха. После отжима ореховое масло фильтруется и очищается от любых примесей. Визуально ореховое масло имеет светло-желтый цвет и жидкую консистенцию. Обладает ароматом незрелых грецких орехов, что делает его использование очень приятным. Ореховое масло обладает хорошим высушивающим действием. Считается, что ореховое масло среднего высыхания, так как требуется больше времени для окисления, чем для льняного масла. При смешивании увеличивает яркость цветов и не желтеет со временем. По своей природе ореховое масло очень жидкое, но при желании может разбавляться с небольшим количеством уайт-спирита.

Маковое масло 656 .Ценное маковое масло получается холодным отжимом семян Papaver Sumniferum. Маковое масло желтого цвета абсолютно без запаха. Высококачественное масло не изменяется со временем и не желтеет. Считается, что маковое масло полувысушивающее, так как время окисления его немного дольше, чем у льняного масла. Эти особенности делают его особенно пригодным для приготовления белых и очень светлых тонов.
Благодаря своей прекрасной стабильности, маковое масло вместе с сафлоровым было выбрано для изготовления масляных красок высшего качества Maimeri Puro, гарантируя полную неизменность и светостойкость цветов в течение долгого времени. По желанию, маковое масло можно разбавлять небольшим количеством уайт-спирита.

Лаки .

Об использовании лаков.
■ Работу маслом не обязательно держать в темном месте; высыхание проходит намного быстрее при солнечном свете.

■ Перед нанесением завершающего лака на произведение необходимо подождать как минимум 6 месяцев, чтобы убедиться, что оксидирование масляных красок завершено.

Даммарный глянцевый лак 664 .Даммарный лак — безусловно, один из самых старинных лаков, используемый на протяжении всей истории масляной живописи. Трудно найти этот лак на рынке, но Maimeri все еще продолжает производить его, чтобы поддержать традицию. Даммарный лак получается путем тщательного растворения натуральной даммаровой смолы в эссенции терпентина. Если оставить лак надолго во флаконе, то может выпасть небольшой беловатый осадок на дне, но это никаким образом не ухудшит качество продукта. Хорошо встряхивайте флакон перед каждым использованием. Даммарный лак наносится на абсолютно сухую поверхность работы мягким, читым флейцем. Мы рекомендуем при его нанесении перекрещивать мазки, чтобы не образовывались полосы. Естественный янтарный цвет лака придает живописи очень теплый и трогательный вид под старину. Именно поэтому даммарный лак также широко используется в художественном оформлении, чтобы подчеркнуть течение времени на поверхности работы. Этот специфический лак имеет тенденцию желтеть со временем.
Применение данного лака придает картинам великолепную яркость. Поскольку лак содержит терпентин, то должен использоваться только в хорошо проветриваемых помещениях. Мы рекомендуем работать на небольшом расстоянии от флакона. Лак также производится в аэрозольной упаковке.
Продукт легко воспламеняющийся.

Акрил-кетоновый лак-медиум 666 .Акрил-кетоновый лак-медиум —
это кетоновая акриловая смола, содержащая уайт-спирит и маковое масло. Лак очень «жирный», но легко наносится кистью. Сначала лак смешивают с масляными красками на палитре, полученную смесь наносят постепенно, чтобы избежать образования сухих пятен на картине. При применении живописного лака возможно использовать краски снова, даже через несколько дней после нанесения. Лак придает тонам яркость, они становятся более живыми, а красочный слой становится более упругим и эластичным. Этот лак-медиум так же улучшает наложение и закрепление красок на основе и предотвращает образование трещин и расслаиваний. Благодаря содержанию макового масла, акрил-кетоновый лак-медиум не желтеет со временем.

Покрывной глянцевый лак 670 .Покрывной глянцевый лак содержит кетоновую смолу, нефтяное масло, уайт-спирит и ультрафиолетовые светофильтры. Очень жидкий и полностью прозрачный покрывной глянцевый лак наносится на абсолютно сухую поверхность очень мягким флейцем. Чтобы предотвратить потеки, мы рекомендуем лакировать картину в горизонтальном положении, очень хорошо разносить лак кистью по всей поверхности работы. Благодаря содержанию ультрафиолетовых светофильтров, покрывной глянцевый лак используется в качестве эффективного защитного слоя от света в течение длительного времени. После высыхания лак образует стойкую и эластичную пленку, которую всегда можно удалить. Это свойство делает лак пригодным и полезным в определенных видах реставрационных работ. Покрывной глянцевый лак придает работе блестящий вид и яркость. Увеличивает яркость оттенков и выдвигает на первый план предметы.
Продукт огнеопасен.

Покрывной матовый лак 674 .Широко используемый живописцами и студентами-художниками покрывной матовый лак образует очень прочную плотную пленку.
Лак имеет переливчатый цвет и слегк молочный оттенок из-за содержания кремнезема.
Придает работе законченный вид с матовым эффектом, сохраняя цвета естественными и яркими. После нанесения лака на работу, она выглядит полупрозрачной. Покрывной матовый лак наносится мягкой, чистой кистью на абсолютн сухие поверхности. Чтобы получить различные степени непрозрачности, вы можете смешать покрывной матовый лак с покрывным глянцевым лаком. В этом случае мы рекомендуем смешивать их в нужных пропорциях в чистой посуде кистью до полной однородности. Как и покрывной глянцевый лак, матовый лак может удаляться и использоваться в различных видах реставрационных работ.

Мастичный глянцевый лак 682 . Очень ценный лак, содержит 31% чистейшей мастичной смолы с острова Хиос. Как и даммарный, мастичный лак уходит своей историей далеко в прошлое и на сегодняшний день считается продуктом для специалистов. Его отличительными особенностями являются гибкость и эластичность, которую он сохраняет даже спустя многие годы после применения. Мастичный лак наносится кистью средней мягкости. В случае необходимости может разбавляться небольшим количеством эссенции терпентина. После высыхания придает картинам особенный блеск. С течением времени мастичный лак естественно желтеет, что делает его незаменимым для создания преднамеренных эффектов старения на холстах или фурнитуре.
Мастичный лак всегда можно удалить с поверхности картины. Поскольку продукт содержит терпентин, его следует использовать с предосторожностями, избегая длительной работы. Рекомендуется работать в хорошо проветриваемых помещениях.

Акрил-кетоновый лак 684.Представляет собой смесь высококачественных кетоновой и акриловой смол и обладает всеми особенностями этих двух компонентов. Лак создает плотную, прочную защитную пленку на поверхности картин, тем самым защищая работы и гарантируя им более длительную сохранность. Благодаря своей особенной природе, этот лак может использоваться также и на картинах, написанных в других техниках. Как и все покрывные лаки, наносится на сухую поверхность картин. Мы рекомендуем сушить работы в местах, где нет пыли.

Ретушный кетоновый лак 686 .Очень полезен для устранения матовых зон и для того, чтобы скрыть различия, образовавшиеся во время интервалов в работе над картиной. Ретушный кетоновый лак создает легкую, тонкую пленку. Абсолютно прозрачная жидкость, не полностью глянцевая, так как содержит нефтяное масло. Ретушный лак является средне-сохнущим.
Наносится плоской кистью легкими мазками на поверхность красочного слоя. Лак должен быть хорошо разнесен по поверхности, чтобы предотвратить формирование густых и неоднородных зон на картине. Мы рекомендуем наносить этот лак на работу, расположенную в горизонтальном положении. Следует подождать 2/3 дня после нанесения последнего слоя краски. Может также использоваться как отделочный лак, хотя пленка, которую он образует, будет очень блеклой. Производится также в аэрозоли.

Живописный акриловый лак с UV-фильтром 667 .Светостойкий живописный акриловый лак изготовлен из высококачественного сырья. Прозрачная, эластичная акриловая смола, которая входит в состав лака, обеспечивает краскам полную защиту от воздействия внешних факторов. Благодаря ультрафиолетовому светофильтру, лак подходит для защиты работ, которые будут подвергаться воздействию солнечного света. Лак подходит и для защиты работ, которые будут находиться вне помещений на открытом воздухе. Содержащий органический растворитель уайт-спирит, лак может использоваться как для акриловой (водоразбавляемой), так и для масляной живописи.Продукт может нанести вред здоровью. Использовать в хорошо проветриваемых помещениях. Не утилизировать в бытовые стоки, поскольку продукт может нанести ущерб окружающей среде. Легко воспламеняющаяся жидкость.

Глянцевый покрывной водно-акриловый лак 668 .Подходит для защиты масляной и акриловой живописи. Это специальный финишный лак, который на 80% состоит из тщательно очищенной акриловой смолы в водной эмульсии. Данный продукт изготовлен на водной основе, не является токсичным и может использоваться даже в непроветриваемых помещениях. Представляет собой отличную альтернативу традиционным лакам на основе растворителей. Наносится при помощи широкой плоской кисти на абсолютно сухую поверхность картины. Следите за тем, чтобы слои мазков наносились крест накрест. Рекомендуется выполнять, как минимум, двухслойное покрытие. Глянцевый покрывной водно-акриловый лак идеально защищает поверхность живописи и усиливает яркость цветов. Не желтеет со временем.

Матовый покрывной водно-акриловый лак 671.
Изготовлен по той же рецептуре, что и глянцевый лак, но отличается тем, что содержит в своем составе матирующую добавку — кремнезем. Этот компонент за счет отражения света от его частиц придает пленке лака бархатистый, шелковистый внешний вид. При помощи этого лака живопись идеально защищена от неблагоприятного внешнего воздействия и выглядит матовой. Наносится тем же способом, что и глянцевый покрывной водно-акриловый лак. Светостойкий.

Покрывной воско-кетонновый лак 672.Этот исключительный, высококачественный лак широко используется в живописи и
декорировании. Покрывной воско-кетоновый лак на основе уайт-спирита изготовлен из тщательно очищенного отбеленного пчелиного воска. На поверхность картины наносится при помощи кисти или мягкой тканевой салфетки. Весьма чувствителен к изменению температуры. Так, при пониженной температуре лак становится более вязким и может затвердеть, напротив, при повышенной температуре лак приобретает оптимальную для нанесения вязкость. Поэтому перед нанесением стеклянный флакон с лаком рекомендуется подогреть в горячей воде.

Фиксирующий лак 676 .Фиксирующий лак, изготовленный на основе органического растворителя уайт-спирита, обладает достаточно высокой гибкостью и эластичностью. Благодаря акриловой смоле, которая входит в состав лака, продук устойчив к воздействию света. Этот универсальный продукт одинаково подходит как для защиты масляной и акриловой живописи, так и для други целей, например, при декорировании. Прозрачный и бесцветный, лак наносится тонким слоем при помощи кисти, образуя после высыхания умеренно глянцевую пленку. Для получения более высокой степени блеска лак наносится в несколько слоев. Рекомендуется использовать в хорошо проветриваемых помещениях. Легко воспламеняющаяся жидкость.

Живописный патинирующий лак 678 .Густой, янтарного цвета лак, схожий по консистенции с медом. Наносится кистью на сухую поверхность картины, придает ее поверхности старый вид. Этот лак, наряду с защитными свойствами, слегка приглушает яркость красок и мягко тонирует живопись, придавая картине теплый и однородный колорит. Защитная пленка, которую он создает, обладает высокой однородностью и прозрачностью. Лак может быть использован отдельно, в качестве обычного покровного, придающего старый вид покрытию или в сочетании с кракелюрным живописным лаком для получения кракелюра. Живописный патинирующий лак необратим и со временем сильно желтеет. Так как в состав лака входит органический растворитель, все работы, связанные с этим продуктом,необходимо проводить в хорошо проветриваемых помещениях.
Не утилизировать в бытовые стоки.

Живописный кракелюрный лак 688 .Нетоксичный кракелюрный лак
на водной основе. Наносится при помощи кисти на поверхность, предварительно покрытую, но еще не полностью высушенную патинирующим лаком. После полного высыхания обоих продуктов на поверхности возникает паутинообразная сетка трещинок, так называемый кракелюр, который придает картине старинный вид. Эффект может быть усилен, если в полученные трещинки втереть битумный лак. В результате такой операции кракелюр приобретет темный отчетливый вид. После высыхания живописный кракелюрный лак легко растворяется водой и поэтому на его поверхность необходимо нанести защитное покрытие — еще один слой патинирующего лака.

Аэрозольный лак .
Аэрозольный лак-сиккатив 603 .Аэрозольный лак-сиккатив используется на влажных поверхностях картин, написанных масляными красками, уменьшая время окисления. Количество наносимого лака постоянно и тщательно дозируется, тем самым позволяя совершать точечную работу на определенных участках картины и, в случае необходимости, наносить последующий слой краски на сухую поверхность. Окрашенная поверхность, обработанная этим продуктом, высыхает всего через несколько часов. Если лак наносится на многослойную поверхность картины, то есть возможность высушивать самый верхний слой краски, оставляя при этом нижележащие слои влажными. Таким образом, полное окисление займет обычное время, требуемое для масляных красок. В технике нанесения пленки или в любой другой полезно наносить лак на сухую краску, быстро распыляя продукт на расстоянии приблизительно 30 см от картины, быстро перемещаясь назад и вперед. После нескольких часов вы можете нанести новый слой краски, не воздействуя при этом на нижний слой. Общая реакция при нанесении лака-сиккатива на картину — белые и бледные цвета приобретают желтоватый оттенок. Эта временная желтизна в скором времени исчезает, возвращая цветам их оригинальные оттенки. Перед нанесением финишного лака на картину, в любом случае, лучше всего подождать 3-6 месяцев.

Аэрозольный даммарный лак 665 .Даммарный лак — это лакирующий продукт, произведенный с применением натуральных смол. Полупрозрачная жидкость молочно-белого, немного мутного цвета, обусловленного присутствием в составе лака частиц природной смолы (камеди), которая набухает в присутствии воды, но остается свободно плавающей в растворе. Эта особенность продукта является признаком его подлинности и качества. Даммарный лак, который выглядит совершенно прозрачным и бесцветным, будет только имитацией натурального продукта и не будет иметь его характеристик. После того как нанесенная пленка высыхает, создается абсолютно прозрачный, ясный, с уникальной яркостью эффект, который обеспечивается индексом преломления, свойственным природной смоле камеди, лучшей из смол, применяемых для производства лаков. Фактически, блеск даммарного лака ярче, чем у других продуктов, произведенных на натуральных смолах. Таким образом, его существенная особенность -это «усиливать тона» темперных и масляных красок, т. е. тех техник живописи, к которым он лучше всего подходит. Из природных смол даммаровая наименее склонна к пожелтению и поэтому лаки на основе могут использоваться при реставрации живописи. Мы рекомендуем наносит, по крайней мере, два слоя лака. Первый слой сохнет приблизительно при средней температуре и влажности. Лучше подождать 1 час перед нанесением второго слоя.

Аэрозольный покрывной кетоновый глянцевый лак с UV-фильтром 669.
Аэрозольный отделочный лак образует бесцветную, яркую и прочную защитную пленку, обеспечивая защиту работы на протяжении времени. . Его ультрафиолетовые светофильтры защищаю работы от солнечных лучей, исключая возможность необратимых изменении.
Отделочный лак используется на полностью высушенных
масляных и акриловых работах, а также для работ в смешанных техниках. Яркость и сияние защитной пленки зависит от количества нанесенных слоев. Входящая в состав лака кетоновая смола гарантирует превосходную защиту от царапин. Наносится быстрым распылением в вертикальном положении на расстоянии 30 см от поверхности. После распыления работу желательно расположить в горизонтальном положении, чтобы предотвратить подтеки. Мы рекомендуем использовать этот продукт в хорошо проветриваемых помещениях.

Аэрозольный покрывной матовый лак с UV-фильтром 673 .Покрывной матовый лак образует очень прочную матовую пленку, устойчивую к внешним факторам. Благодаря специальным ультрафиолетовым светофильтрам, лак защищает работу от воздействия на нее солнечного света. Лак защищает картины, написанные масляными, акриловыми красками и другими смешанными техниками. Матовый покрывной лак содержит аморфный кремнезем, который, учитывая его определенный вес, имеет тенденцию оседать на дне флакона. Мы рекомендуем хорошо встряхивать баллончик перед каждым использованием. Как все аэрозольные лаки, матовый покрывной лак следует распылять быстро в вертикальном положении на расстоянии 30 см от защищаемой поверхности. После распыления работу следует расположить в горизонтальном положении, чтобы предотвратить подтеки. Если наносить матовый покрывной лак в несколько слоев, он имеет тенденцию придавать небольшую яркость работе. Поэтому для матового эффекта, используйте не более двух слоев лака. Это вредный продукт, поэтому используйте исключительно в хорошо проветриваемых помещениях.

Аэрозольный фиксирующий лак с UV-фильтром 675 .
Более стойкий и прочный, чем обычные фиксирующие лаки, аэрозольный фиксирующий лак используется для защиты и сохранности документов, рисунков, эскизов, печатных изданий и акварельной живописи. Универсальный в использовании, при нанесении в несколько слоев может заменить лак для картин, но результат будет менее ярким. Созданная лаком защитная пленка полностью прилипает к поверхности, не размазывается и не желтеет. Очень гибкая и эластичная пленка выдерживает деформацию, которую может претерпевать поверхность работы, не вызывая трещин или расслаивания. Высыхает очень быстро, но перед обработкой работы лучше подождать несколько часов. Фиксирующий лак наносится на расстоянии приблизительно 30 см от поверхности. После распыления работу следует расположить в горизонтальном положении, чтобы предотвратить подтеки.
Использовать в хорошо проветриваемых помещениях и не вдыхать.

Аэрозольный кетоновый ретушный лак с UV-фильтром 675 .Кетоновый ретушный лак с UV-фильтром прежде всего используется для работ, написанных масляными красками, чтобы устранить матовые зоны, так называемые «сухие пятна», которые имеют тенденцию формироваться в течение пауз в работе. Жидкий, бесцветный и без всяких примесей, ретушный лак не изменяет цвета, а наоборот улучшает цветовую однородность и создает умеренную яркость. Наносится одним слоем, а в последствии может быть покрыт новым цветом. Лак высыхает очень быстро, но лучше подождать, по крайней мере, один день до полного высыхания. Распылять ретушный лак на зоны, которые ретушируются, необходимо на расстоянии примерно 30 см, очень быстро, чтобы предотвратить образование плотных слоев или подтекания.
Использовать в хорошо проветриваемых помещениях.

У многих начинающих художников, возникает куча вопросов по поводу выбора и нанесения лака для картин. В статье мы попробуем разобраться со многими важными моментами в лакировании вашей картины.
Покрытие картины лаком можно назвать самым завершающим этапом живописи, так сказать, последний Арт — штрих. Это как эпилог в конце романа или завершающий поклон, на который выходят артисты после спектакля. Ну как же без этого!

Тем не менее, до сих пор, в Арт — мире есть те, кто считает необходимым покрывать картину лаком и есть те, кто считает это необязательным. Почему столько разных мнений относительно того, стоит ли покрывать картину лаком?

Защитная пленка на картине

Одни художники утверждают, что они пользуются тройником для живописи, в составе которого уже имеется лак, обеспечивающий яркость, блеск и глубину красок. И живописные полотна хранятся уже несколько лет прекрасно, краски не тускнеют и не трескаются. Возможно, особо спорить не буду.

Например, мой французский учитель преклонного возраста Christian Geai, свои картины не покрывал защитным лаком, но при этом пользовался для живописи глянцевым медиумом. Я видела его картины и скажу, что они в прекрасном состоянии вот уже 30-40 лет! В любом случае, наносить сверху защитную пленку или нет, решать вам!

Художник Christian Geai и его картина-триптих 251 x 116 cм, масло

Причины, по которым стоит покрыть картину лаком:

Внутренние разрушения. Лак предохраняет живописный слой картины от воздействия воздуха, влаги, табачного дыма и других агрессивных факторов, которые вызывают потемнение или выгорание красок.

Внешние факторы. Лаковая пленка придает художественному полотну приятный блеск, тона красок становятся более интенсивными и насыщенными. Картина становиться звучнее и глубже!

Однородность и целостность полотна. Лаковое покрытие выравнивает неравномерность блеска многослойной масляной живописи. Ведь часто на картине, написанной полупрозрачными лессировками, могут появляться жухлые или матовые места. Это связано с тем, что предыдущий слой краски вытянул масло из свежего слоя масляных красок.

Устойчивость к механическим повреждениям. Полотно, покрытое лаком, устойчиво к мелким царапинам и повреждениям.

Долголетие картины! Вряд ли многие шедевры дожили бы до наших дней, если бы не защитное покрытие. Во все века художники применяли разного вида лаки по своим рецептам для финишного покрытия живописных полотен. Именно благодаря этому мы можем видеть шедевры, которым несколько веков почти в первозданном виде, без реставрации и повреждений. В те времена, писали на маслах, то есть разжижали краски разными маслами, поэтому, защитная пленка на полотне была вещью необходимой. Лицезреть некоторые утонченные картины французских художниц можно в специальной статье о .

Ниже рассмотрим наиболее актуальные вопросы начинающих художников на тему «Как правильно покрыть картину лаком»

1.Через какое время после написания можно наносить лак?

Однозначно ответить на вопрос нельзя, так как зависит он от того, прозрачно или пастозно использовали краски? Какими кистями пользовались, в каком помещении стоит картина для просушки. В работе над картиной пользовались ли чистым маслом, если да, то в каком количестве…
Если для живописи применялось чистое льняное масло, которое довольно долго сохнет, то рекомендуется подождать около года

Моя картина с использованием чистого масла

На заметку:
Не все цвета масляных красок одинокого просыхают. Например, белая и оттенки сине-голубых на холсте сохнут значительно дольше. Почему так происходит? Все зависит от пигмента краски. В этом случае преждевременное покрытие картины лаком может вызвать нарушение красочного слоя. Картина местами может потрескаться, если не полностью просохла краска. Если конечно, вы сознательно хотели бы получить эффект потрескивания, этакий кракелюр, то без вопросов.

Если вам кажется, что 8-12 месяцев многовато для просыхания, можно проверить на свой страх и риск. Если уж вы решились на столь отчаянный поступок, следите, чтобы во время лакирования не смывался верхний слой картины. Ведь в составе современного лака содержится растворитель

Если вы пользовались для разжижения тройником, двойником или медиумом , то соответственно краска сохнет чуть быстрее. Покрыть можно лаком картину через 4-6 месяцев. Также в продаже можно увидеть специальные ускорители просыхания — сиккативы , но ими лучше не увлекаться, так как красочный слой быстро высыхая, может потрескаться. Что говорить, палка о двух концах!

Моя картина с использованием медиума с сиккативом

Существует мнение, что современные масляные краски в своем составе уже содержат сиккативы, то есть вещества, ускоряющие высыхание, и поэтому полотно абсолютно высыхает за 2-3 месяца. Возможно, но скажу, что многие иностранные производители придерживаются традиционного способа и смешивают краски по старым технологиям без добавления химических препаратов.

Как правило, такие масляные краски значительно дороже и это справедливо! Это как хлеб, испеченный по технологии с закваской в несколько дней и хлеб быстро-выпеченный на химических дрожжах. Согласитесь, что вкус, качество и польза организму будет больше от хлеба, испеченного по старым рецептам наших пра-пра-пра бабушек.

2. Лаки для масляной живописи: как выбрать?

Лак фирмы TALENS, для покрытия акриловой живописи

ВЫВОД:
Покрытие картины лаком сохранит не только эстетическую красоту и яркость вашей живописи, но и защитит ее от вредных факторов на долгие годы. Важно помнить, что лак для картин несет комплексную защиту вашей живописной работы, а покрывать ее лаком или нет, конечно же решать вам!

Друзья, сохраните статью в закладках, чтобы она на затерялась среди множество других статей. Так вы всегда сможете к ней вернутся при необходимости

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Разбавители масляных красок применяют в основном для разжижения (разбавления) масляных красок, хотя производители пишут, что их можно также использовать для мытья кистей, очистки палитры, что с моей точки зрения является просто расточительством. Палитру можно помыть более дешевыми разбавителями, купленными в хозяйственном магазине, а кисти - и вовсе просто хозяйственным мылом с теплой водой. Главное, не давать им засохнуть - кончили работать, сразу же вымыли. Впрочем, в данном вопросе сам художник решает чем ему мыть свои любимые кисти.

Я поклонница Санкт-Петербургского завода художественных красок «Невская палитра» (далее просто «ЗХК»), краски которого я нашла самыми лучшими из числа отечественных, а потому и разбавители я в основном использую именно его производства. Но иногда я покупаю и кое-какие разбавители Новосибирского производителя, ООО «Экспериментальная мастерская технологий искусств» (далее просто ЭМТИ).

Хочу предупредить: я говорю именно о разбавителях, а не растворителях. На первый взгляд между ними нет разницы - оба они разжижают краску. Однако разбавитель просто снижает вязкость краски, не нарушая ее структуру, и после высыхания испаряется, оставляя краску в ее родном виде. Попросту говоря, разбавитель просто облегчает «размазывание» краски, но в остальном нет никакой разницы, использовали ли вы разбавитель или нет. Я, кстати, теперь разбавители почти не использую, хотя раньше они у меня уходили пузырьками.

А вот растворитель вмешивается в структуру краски, растворяя ее пленкообразующие вещества, то есть масло, и после его высыхания вы получаете измененную краску, свойства которой могут разительно отличаться от заявленных. Например, она может расслаиваться, рассыпаться. Кроме того, растворитель способен растворить уже высохший слой краски, поверх которого вы накладываете новый слой с растворителем. Так что вместо, скажем, лессировки, вы, грубо говоря, получите живопись «по-сырому», в результате чего лессирующая краска смешается с краской основы и изменит как свой цвет, так и цвет основы, гарантируя вам непредсказуемый и, скорее всего, плачевный результат.

К сожалению, ни один разбавитель не является разбавителем в чистом смысле этого слова: одни вещества он не растворяет, а другие растворяет. Поэтому, чем меньше разбавителя и чем реже вы его используете, тем лучше. И ни в коем случае не используйте «разбавитель», купленный не в художественном магазине, а, например, в аптеке. Даже если он и называется похоже и состав имеет такой же, вы все равно покупаете кота в мешке. И еще одно - старайтесь использовать разбавители исключительно того же производителя, что и разбавляемая краска. Это, скорее всего, избавит вас от проблем, хотя, например, тот же самый ЗКХ предупреждает в своем каталоге: «Разбавители масляных красок - это группа средств, применение которых требует специальных знаний ».

Я не буду вдаваться в химические свойства разбавителей, а просто приведу разбавители масляных красок указанных выше производителей, которые я опробовала и которые можно купить в любом магазине художественных товаров. Еще раз подчеркну: в магазине художественных товаров, а не в магазине хозяйственных товаров, аптеке или еще где!

Разбавитель № 1 (ЗХК)

Этот разбавитель состоит из смеси скипидара и уайт-спирита (скипидар – продукт переработки сосновой смолы, уайт-спирит – продукт переработки нефти) в соотношении 1:1.

Если нужно работать с краской «по-сырому» подольше, то, скорее всего, этот растворитель - то, что вам надо. В аннотации к нему написано, «при добавлении в масляную краску снижает ее концентрацию, делает краску менее насыщенной и увеличивает время высыхания».

Для разбавления лака и для очистки поверхности от лака не годится, но зато отлично очищает палитру и кисти от масляной краски.

Разбавитель № 2 (ЗХК)

Этот разбавитель - чистый уайт-спирит, продукт переработки нефти. Годится для разведения масляных красок, очистки поверхности, кистей и палитры от масляной краски. Пользоваться им следует с осторожностью - он обладает высокой проникающей способностью и может просачиваться на обратную сторону холста сквозь микротрещины в грунте.

Избыточное разбавление им красок может сделать красочный слой рыхлым и непрочным, что может привести к осыпанию. Для разбавления лаков и очистки поверхности и кистей от лака он не подходит, т. к. имеет низкую растворяющую способность.

Учтите, что при разбавлении красок как смесью уайт-спирита со скипидаром (разбавитель № 1), так и чистым уайт-спиритом (разбавитель № 2) красочный слой со временем темнеет. Это же касается и упомянутого ниже скипидара живичного производства ЭМТИ. Поэтому я рекомендую использовать вместо них пинен (разбавитель № 4).

Разбавитель "Тройник" (ЗХК)

Часто его называют разбавителем № 3. Смесь даммарного лака, льняного масла и скипидара. Дает блеск и яркие насыщенные тона. Разбавитель применяется для разбавления масляных красок, а также в качестве промежуточного слоя для усиления сцепления красочных слоев. Для очистки поверхностей и кистей не используют.

Каждый компонент этого разбавителя сам по себе разбавитель. Кроме того, поскольку льняное масло может вызвать съеживание красочного слоя, особенно промежуточного, многие художники используют не «тройник», а так называемый «двойник», который в чистом виде не выпускается. Это даммарный лак, смешанный с разбавителем, например пиненом (разбавитель № 4).

Разбавитель № 4, п инен (ЗХК)

Свое название пинен получил от латинского названия сосны - Pinus. Пинен является составляющей скипидара и получается путем очистки скипидара живичного от осмолившихся веществ.

Пинен окисляется значительно меньше, чем скипидар, который не рекомендуется использовать в живописи из за его склонности к пожелтению и осмолению. Пинен же почти не осмоляется и не желтеет.

Он хорошо разбавляет как краски, так и лаки. Испаряется он быстрее чем разбавитель №2 (уайт-спирит). Пинен снижает блеск красок, поэтому при его использовании нужно соблюдать определенную осторожность.

Разбавитель слабопахнущий (Сонет)

Хорошо очищенный уайт-спирит. Делает краски более прозрачными, позволяя получить плавные переходы тонов. Улучшает текучесть красок и сцепление слоев красок. Быстро высыхает, не желтеет.

Применяется для разбавления масляных красок, смывания красок с полотен, мытья кистей и палитры. Не разбавляет лаки.

Учтите, отсутствие запаха не делает этот разбавитель менее токсичным, чем разбавитель № 2, который пахнет довольно сильно.

Разбавитель для художественных масляных красок (ЗХК)

Смесь отбеленного рафинированного льняного масло и уайт-спирита с добавлением сиккатива. Делает краски более прозрачными и менее насыщенными, позволяя получать плавные переходы тонов.

Уменьшает время высыхания масляных красок.

Может использоваться как очиститель кистей, палитр от масляных красок. Хотя, как я уже сказала, для этого лучше использовать более дешевые растворители.

Разбавитель масляный (ЭМТИ)

Аналогичен предыдущему разбавителю для художественных красок производства ЗКХ «Невская палитра».

То есть, это та же смесь отбеленного рафинированного льняного масла и уайт-спирита с добавлением кобальтового сиккатива.

Применяется для разбавления быстросохнущих масляных красок. Увеличивает время высыхания красок как на палитре, так и на холсте, позволяя художнику дольше работать «по-сырому».

Скипидар живичный (ЭМТИ)

Желтоватая жидкость с характерным сосновым запахом. Получают ее путем перегонки живицы (смолы хвойных деревьев) с помощью водяного пара. В сосновой смоле содержится до 30 % скипидара. Живичный скипидар - это полностью натуральный продукт, так сказать «сок» соснового дерева. На свету и при наличии воздуха он осмоляется, превращаясь в густую желтую массу, поэтому хранить его следует в хорошо закрытом пузырьке и в темном месте.

Используется как растворитель и разбавитель масляных и алкидных художественных красок, а также лаков. Кроме того, он хорошо отмывает кисти и палитру.

Масло льняное рафинированное отбеленное (ЗХК)

Используется для разбавления масляных красок. Для его изготовления на заводе используется только натуральное полимеризованное масло холодного прессования. Кроме того, при его производстве тщательно обеспечивается качество получения масла на всех этапах его приготовления: прессование, выпаривание, отбеливание, фильтрация.

Добавление льняного масла в краску дает большие преимущества: у краски значительно улучшается разносимость, сцепление с холостом и нижележащими слоями краски. Также краска становится менее концентрированной, более прозрачной, яркой, блестящей.

Замедляет время высыхания красочной пленки. Художник дольше может работать «по-сырому», создавать лессировки.

Масло льняное уплотненное № 2 (ЗХК)

Применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок.

Плёнка этого масла более влагостойка и менее склонна к пожелтению, чем приведенное выше льняное рафинированное отбеленное масло.

Лак даммарный (ЗХК)

Состоит из раствора смолы даммара в пинене или скипидаре. Полностью натуральный продукт.

Это живописный лак, применяемый как разбавитель масляных красок, но многие художники используют его и как покрывной лак для законченных работ. Также его используют для закрепления промежуточных слоев и для протирки промежуточных слоев при послойной живописи, т. е. в качестве ретушного лака.

Даммарный лак при хранении может мутнеть, но после высыхания (испарения пинена) он восстанавливает свою чистоту. Кроме того, при хранении, он может загустевать, но легко разбавляется пиненом.

Картина, покрытая даммарным лаком, со временем может потемнеть и пожелтеть, поэтому лучше использовать для этой цели акрил-стирольный лак, который также выпускается ЗХК.

Лак пихтовый (ЗХК)

Состоит из раствора пихтовой смолы в пинене или скипидаре.

В отличие от даммарного лака, этот лак нельзя использовать в качестве финишного, так как его пленка даже после полного высыхания легко растворяется.

Поэтому пихтовый лак применяется исключительно для разбавления масляных красок или наносится на промежуточные слои краски для предотвращения пожухания красок и усиления сцепления красочных слоев. При добавлении в краску пихтовый лак предотвращает ее сморщивание и потускнение, поддерживая яркость и чистоту исходного цвета и усиливая глубину тонов.

Ну, вот вроде бы все...

Оговорка: я не берусь судить об импортных разбавителях. По своим свойствам они в основном аналогичны отечественным. В чем-то они (возможно) лучше, а в чем-то даже хуже. Я уж не говорю о возможных подделках. Если вы «поклонник западного», то можете использовать их, но я вам в этом не советчик. Зарубежных марок разбавителей и их производителей так много, что понадобится целая книга и многие месяцы экспериментов, чтобы описать их. Так что смотрите сами.

Просто пробуйте разные разбавители (с учетом того, что я написала и что вам нужно), пока не найдете свой. Это, кстати, касается и отечественных разбавителей. Универсального, идеального разбавителя просто не существует. Вы должны найти своего любимчика сами. Для меня таким любимчиком стал пинен - разбавитель №4 «Невской палитры». Есть разбавитель с тем же номером и тем же названием и у ЭМТИ, но я о нем судить не берусь.

И снова повторю: обычно я использую разбавитель только в первых слоях живописи, когда делаю классическую имприматуру. На последующих же этапах я добавляю разбавитель в краску лишь изредка, так как считаю, что хорошая краска в ее заводском виде уже имеет оптимальную консистенцию (вязкость) и в разбавлении не нуждается. Надо всего лишь подольше повозить краску кисточкой, чтобы получить абсолютно такой же результат, что и с разбавителем.

Если, конечно, вы не рисуете что-то этакое, экспрессионистское, стекающее с холста, как в следующем видео. :)

Таких «художников» мои советы не касаются...

А остальным я желаю успехов в освоении этого важного, но очень капризного компонента.

Татьяна Казакова

Если вам понравилось, поделитесь с друзьями →

Если же у вас возникли вопросы или вы с чем-то несогласны, или у вас есть пожелания, то оставьте комментарий. На вопросы я отвечу сразу, а ваши замечания и пожелания я учту и использую для уточнения текста этой статьи и в будущих статьях. Вы можете даже подсказать мне, статью о чем вы хотели бы увидеть в этом разделе следующей. И не стесняйтесь – мне очень важны ваши мнения!