Погоны ржд. Что означают знаки различия железнодорожников Погоны ржд обозначение

Изучение истории форменного обмундирования показывает, что ее развитие непосредственным образом связано с жизнью общества, происходящими в нем различными социальными процессами и требованиями времени.

Эту закономерность подтверждает и эволюция форменного костюма железнодорожников России. В эпоху резкого деления общества на классы вносятся детали, закрепляющие иерархическую лестницу. Во время второй мировой войны, тыл становится трудовым фронтом и железнодорожники надевают погоны. К 1955 г. страна восстанавливает разрушенное хозяйство, идет мирный путь развития экономики и форменный костюм ищет пути совершенствования. Демократические преобразования 60-х годов, появление новых материалов позволяют и форменному обмундированию при сохранении знаков различия приблизиться к бытовому костюму.

Жизнь не стоит на месте, внося коррективы во все сферы деятельности человека. Нет сомнения, что поиск новых моделей костюмов будет продолжен.

Форма специалистов Института Корпуса инженеров путей сообщения

История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с началом подготовки специалистов-инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения, и в первую очередь с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1809 г.

Так как институт был полувоенным учебным заведением, то форма выпускников и кадетов соответствовала военной форме того времени. Для отличия чинов служили серебряные эполеты с золотыми звездочками. Первым воспитанникам института было разрешено носить офицерский мундир, но без эполет.

В 1817 г. была введена зеленая выпушка для мундиров.

В 1830 г. вместо гладких пуговиц вводятся пуговицы с изображением крестообразно положенных топора и якоря, а генералам - пуговицы с государственным гербом (двуглавый орел). 3нак из топора и якоря сохранился вплоть до 1932 г., то есть до введения современного технического знака из ключа и молотка.

Инженеры путей сообщения продолжали носить военные мундиры до 1867 г., когда стали выпускаться из института в званиях гражданских инженеров и с чином коллежского или губернского секретаря.

Форма служащих первых железных дорог в России (первая половина XIX века)

О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель дороги Царскосельской железной дороги Ф. Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы.

Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено "Положение о составе Управления С.-Петербурго - Московской ж.д.", где было указано, что весь обслуживающий персонал разделяется на четыре роты . Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары. Вторую - обер-кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска . Кондукторам и обер-кондукторам полагался фашинный нож на черной портупее.

Начиная с 1855 г. происходят большие изменения, в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения. Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, вводится право отличать выслугу лет серебреными галунами : так, за пять лет службы мастерам и машинистам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на фуражку и воротник.

Форма железнодорожников во второй половине XIX века - начале XX века

Крестьянская реформа 1861 г. обозначила новый период хозяйственного развития России - промышленного капитализма. Одной из главных причин препятствующих быстрому развитию промышленности, было отсутствие железных дорог. Так как казна России, обескровленной Крымской войной, опустела, правительство было вынуждено привлечь к строительству железных дорог частный капитал. 3а период 1861-1873 гг. было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих .

В 1871 г. появилась эмблема Главного общества российских железных дорог : два распростертых крыла с колесом. Позднее эмблема несколько видоизменялась, но смысл остался прежний - скорость, точность, комфортабельность.

Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится в 1878 г.

Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России подразделялись на 4 разряда:

  • инженеры путей сообщения;
  • чиновники центральных учреждений;
  • чиновники местных учреждений;
  • железнодорожные служащие.

К разряду служащих относился обслуживающий персонал станций и депо. Отличия форменного костюма для них заключалось главным образом в цвете выпушек по роду служб (красный, зеленый, синий и желтый).

24 августа 1904 г. утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения в дореволюционной России. Согласно им чиновники и инженеры имели 7 установочных форм обмундирования :

  • парадную;
  • праздничную;
  • обыкновенную;
  • особую;
  • будничную;
  • летнюю;
  • дорожную.

В первые годы советской власти железнодорожники донашивали старые форменные костюмы, но без эмблем. Первая советская железнодорожная форма была введена в 1926 г.

1932 г. - особенностями форменного костюма являлись темно-синий цвет ткани и знаки различия красной эмали , размещенные на петлицах: у высшего командного состава - звездочки, у среднего - шестигранники, у младшего и рядовых - углы.

1943 г. - введены персональные звания и новые знаки различия, располагавшиеся на погонах . У высшего, старшего и среднего командных составов погоны были военного образца из серебряного галуна на светло-зеленом подбое. Погоны младшего и рядового составов, изготовлялись из приборного сукна черного цвета, имели комбинированную форму: от воротника нашивался прямоугольный погон, оканчивающийся, у рукава, поперечным шестиугольником.

Принадлежность к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства определялась по расположенной ниже пуговицы эмблеме из оксидированного металла. Так, строители носили эмблему в виде моста, вагонники - в виде вагона, локомотивщики - паровоза, движенцы получили в качестве эмблемы - светофор, связисты - скрещенные молнии, знак административной службы представлял собой изображение серпа и молота, наложенных на французский ключ и молот.

1955 г. - форма была заменена формой гражданского образца . 3наки различия перенесли на петлицы.

1963 г. - на форме появляется эмблема железных дорог СССР - колесо и крылья . Технический знак (молоток и ключ) сохранился.

1973 г. - издан приказ МПС №2114 "Об изменении знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта". Согласно приказу полагались нарукавные знаки в виде пятиугольника с золотистыми галунами . 3наками различия для младшего и рядового состава служили пятиугольники шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 85-108 мм. Поле пятиугольников - из ткани черного цвета. Нашивались они на левом рукаве пальто, пиджака, жакета и куртки, вершиной вниз, в окантовке зеленого цвета, помещен желтый технический знак в венке, над венком - эмблема железнодорожного транспорта. В нижнем разрыве венка надпись "МПС" или "Метро".

1979 г. - приказ МПС № 32Ц "Об изменении знаков различия на форменной одежде работников железнодорожного транспорта". Форменная одежда образца 1979 г. в основном повторяла предыдущую . Сохранялся установленный черный цвет зимней и светло-серый цвет для летней одежды. Этим приказом утверждался табель должностей работников транспорта на получение форменной одежды, непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов устанавливался также порядок выдачи и предоставления скидки со стоимости форменной одежды. В качестве знаков различия для начальствующего состава устанавливались нашивки из галуна золотистого цвета и петлицы. Младшему и рядовому составу полагался пятиугольник шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 90-100 мм. Старшему, среднему, младшему и рядовому составам на воротнике пиджака полагались петлицы размером 60x30 мм.

1985 г. - комплект одежды включал двубортное пальто и костюм , состоящий из пиджака (двубортного у высшего и старшего начальствующего составов, и однобортного у остальных) с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезами и одним нагрудным карманом, и брюк цвета пиджака. Цвет зимней формы - темно-синий, летней - светло-серый. Головным убором служила фуражка с тульей из ткани костюма и черным околышем. Женщинам полагался шерстяной берет по цвету костюма. 3имой фуражку заменяла шапка-ушанка, выполнявшаяся из серого каракуля - для высшего состава, из черного каракуля - для старшего и среднего составов, из цигейки или искусственного меха черного цвета - для остальных категорий работников. Верх шапки был из черного сукна. 3наки различия заимствованы из приказа 1979 г. Весь прибор: пуговицы, кокарда, эмблема, галуны, шитье - желтого цвета.

1 января 1995 г. - в соответствии с приказом министра путей сообщения №14Ц от 22 декабря 1994 г. "О форменной одежде" в целях повышения дисциплины и ответственности работников железнодорожного транспорта была введена новая форменная одежда и знаки различия . 3наками различия служат наплечные знаки (полупогоны) с поперечным размещением звезд. Эмблема железнодорожного транспорта представляет собой эллипсообразное колесо с крыльями. Эмблема для лиц высшего и старшего начальствующего состава вышивается золотистыми нитями. Для среднего, младшего начальствующего и рядового составов - изготовляется из металла золотистого цвета. Кокарда для головных уборов представляет собой эллипс шириной 22 мм и высотой 30 мм с полем темно-зеленого цвета в золотистом обрамлении с крыльями и двумя лавровыми листьями у основания эллипса. На поле расположен технический знак золотистого цвета. Кокарда для женского головного убора (пилотки) представляет собой эллипс шириной 27 мм и высотой 34 мм в золотом обрамлении, технический знак нового образца для форменной одежды - окружность с полем темно-зеленого цвета, на котором перекрещиваются разводной ключ и молоток. Справа и слева окружности располагается усеченная рессора.

16 апреля 2003 года ОАО "РЖД" официально объявило о начале общероссийского открытого конкурса "Новая форменная одежда". В нем могли принять участие все желающие художники-модельеры. Предварительно был проведен опрос среди железнодорожников, большинство которых высказались за смену действующей форменной одежды - неудобной и некрасивой (существующая сегодня форменная одежда была введена в 1995 году, продолжила прежнюю философию военизированности и монопольного положения железнодорожного транспорта).

1 июня 2006 года состоялся первый показ образцов новой форменной одежды, знаков различия и аксессуаров. Модели представили ФПК "Экспоцентр" (Москва), Дом моды И. Дадиани (Чувашия), Салон Елены Бадмаевой (Санкт-Петербург), Студия Дениса Симачева (Москва) и Дом моды Виктории Андреяновой (Москва). Жюри отдало свои голоса коллекции дизайнера Виктории Андреяновой. Она продемонстрировала наиболее интересное решение: ее модели выглядели оригинально и модно, и вместе с тем в них прослеживалась связь с историческими традициями.

В 2006-2007 годах шли рабочие показы коллекций, продолжались доработки моделей. В 2007 году эскизы были официально одобрены руководством ОАО "РЖД". Начался предпромышленный этап работы - конструирование образцов и подготовка технических условий.

21 мая 2008 года в Сочи в рамках III Международного железнодорожного бизнес-форума "Стратегическое партнерство 1520" состоялся показ первой серии одежды, предназначенной для машинистов, проводников и кассиров.

В 2009 году проводились эксплуатационные испытания форменной одежды на Октябрьской железной дороге. По результатам пробной носки новая форменная одежда была одобрена, высказанные замечания и предложения учтены при запуске коллекции в массовое производство.

С 2010 года началось поэтапное внедрение новой форменной одежды во всех структурных подразделениях ОАО "РЖД".

Изучение истории форменного обмундирования показывает, что ее развитие непосредственным образом связано с жизнью общества, происходящими в нем различными социальными процессами и требованиями времени.

Эту закономерность подтверждает и эволюция форменного костюма железнодорожников России. В эпоху резкого деления общества на классы вносятся детали, закрепляющие иерархическую лестницу. Во время второй мировой войны, тыл становится трудовым фронтом и железнодорожники надевают погоны . К 1955 г. страна восстанавливает разрушенное хозяйство, идет мирный путь развития экономики и форменный костюм ищет пути совершенствования. Демократические преобразования 60-х годов, появление новых материалов позволяют и форменному обмундированию при сохранении знаков различия приблизиться к бытовому костюму.
Жизнь не стоит на месте, внося коррективы во все сферы деятельности человека. Нет сомнения, что поиск новых моделей костюмов будет продолжен.

Форма специалистов Института Корпуса инженеров путей сообщения

История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с началом подготовки специалистов-инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения, и в первую очередь с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1809 г.
Так как институт был полувоенным учебным заведением, то форма выпускников и кадетов соответствовала военной форме того времени. Для отличия чинов служили серебряные эполеты с золотыми звездочками. Первым воспитанникам института было разрешено носить офицерский мундир, но без эполет.

Эполеты Корпуса инженеров путей сообщения (1809-1827):

Форма одежды промышленного железнодорожного транспорта (1936-1943).

Вслед за работниками железных дорог НКПС новую специальную форму получили и работники промышленного железнодорожного транспорта. Приказом по НКТП СССР от 7 июня 1936 года № 967 на промышленный железнодорожный транспорт на все отрасли тяжелой промышленности, был распространен «Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта СССР». В статье 15 главы 3 данного Устава работникам оперативных отраслей железнодорожного транспорта (эксплуатации, тяги, пути и связи) при исполнении служебных обязанностей предписывалось быть одетым строго по установленной форме.
На основании этой статьи Наркомтяжпром разработал проект форменной одежды, который направил на рассмотрение в комиссию Президиума ЦИК СССР по утверждению формы одежды в гражданских наркоматах и организациях, где ее и утверждают 4 ноября 1936 года.
8 декабря 1936 года приказом № 1966 Наркомтяжпром утверждает следующую форму одежды:
1. Для рядового и младшего начальствующего состава:

2. Для среднего и высшего начальствующего состава:

  • пальто-реглан того же образца и цвета, что и для рядового состава, но из материала улучшенного качества; для зимнего времени в качестве нетабельного обмундирования - кожаное пальто с меховым воротником;
  • для зимнего времени - открытый френч из синего сукна на четырех пуговицах белого металла, с черным кожаным поясом с белой металлической пряжкой, летний френч шился из легкой шерстяной ткани. К френчу полагалась белая рубашка с темным галстуком;
  • брюки навыпуск с манжетами внизу из темно-синего сукна или легкой шерстяной ткани;
  • как нетабельное обмундирование начальствующему составу разрешалось носить в летнее время белые брюки навыпуск и белый китель с отложным воротником.
  • головным убором на зимнее время служила шапка-финка темно-синего сукна, отделанная коричневым мехом, и фуражка армейского покроя, темно-синего цвета с черным кожаным лакированным козырьком и подбородным ремнем. Для начальствующего состава фуражка шилась из сукна, для рядового - из хлопчатобумажной ткани. Летом - фуражка белого цвета. Знаком для головного убора являлась эмблема ведомства представляющая собой изображение позолоченного железнодорожного состава, двигающегося мимо расположенных на голубом фоне доменных печей и кауперов малинового цвета.

    Для различия начальствующего состава по должностям были введены пятиугольные (со скругленной верхней частью) нарукавные клапаны со знаками различия и эмблемой ведомства. Нарукавные знаки носились на обоих рукавах ниже локтя. В верхней части клапана размещалась эмблема ведомства, а в нижней части - поле цвета по роду служб ( синее - для паровозной и вагонной служб, желтое для связи, зеленое - для пути и малиновое - для эксплуатационной), на котором прикреплялись знаки различия по должностям, представляющие собой металлические, покрытые красной эмалью углы, шестиугольники и звездочки, аналогичные принятым для ношения на петлицах в НКПС. Начальником транспортного управления НКТП 5 декабря 1936 года было утверждено Положение о форме одежды для работников железнодорожного промышленного транспорта Наркомтяжпрома, в котором подробно расписывались должности и соответствующие им знаки различия .

    

    1. Стрелочник, старший кондуктор, бригадир проводников и им равные;
    2. Старший стрелочник, помощник машиниста, телеграфист и им равные;
    3. Дежурный по станции, старший осмотрщик вагонов, товарный кассир станций 2 и 3 классов и им равные;
    4. Старший телеграфист, машинист паровоза, дорожный мастер 3 разряда и им равные;
    5. Машинист-наставник, начальник поезда, товарный кассир станции 1 класса и им равные;
    6. Дежурный по депо, производитель работ, дорожный мастер 1 разряда и им равные;
    7. Техник, диспетчер, инспектор-инструктор и им равные;
    8. Инженер, старший техник, ревизор и им равные;
    9. Старший инженер транспортного управления НКТП, старший инспектор транспортного управления НКТП, старший ревизор и им равные;
    10. Зам. начальника отдела транспортного управления НКТП, начальник секретариата транспортного управления НКТП, начальник эксплуатационного отделения и им равные;
    11. Начальник отдела транспортного управления НКТП, начальник ж.д. цеха, начальник железной дороги и им равные;
    12. Начальник транспортного управления НКТП, зам. начальника транспортного управления НКТП, главный инженер транспортного управления НКТП и им равные.Начальником транспортного управления НКТП 5 декабря 1936 года было утверждено и положение о форме одежды для работников железнодорожного промышленного транспорта Наркомтяжпрома, в котором подробно расписывались должности и соответствующие им знаки различия .
    Данная форма просуществовала до 1943 года, когда на работников промышленного железнодорожного транспорта была распространена форменная одежда и знаки различия общего железнодорожного транспорта. Этот принцип существует и по сегодняшний день.

Железнодорожная форма России образца 1954 года.

12 июня 1954 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об отмене персональных званий и знаков различия для работников гражданских министерств и ведомств”. За ним почти через год, т.е. 3 сентября 1955 года последовало Постановление Совета Министров СССР за №1624 «О форменной одежде и знаках различия для личного состава железнодорожного транспорта»."
Совет Министров Союза ССР постановляет:
1)Принять предложение Министерства путей сообщения об изменении формы одежды и введения новых знаков различия в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 6 июля 1954 года №1390 для личного состава железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов согласно Приложениям №1 и 2.
2) Установить скидку со стоимости форменной одежды для лиц старшего и среднего начальствующего состава, должностные оклады которых не превышают 1100 рублей в месяц, размере 20% стоимости, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава, получающих бесплатную спецодежду (кроме машинистов локомотивов) – в размере 40% стоимости и для, не получающих бесплатной спецодежды -50% стоимости.
3) Предоставлять рассрочку оплаты стоимости форменной одежды лицам младшего и рядового состава на срок носки , а остальным работникам – на 1 год.
4) Обязать Министра путей сообщения в двухнедельный срок утвердить табель должностей личного состава железнодорожного транспорта на получение форменного обмундирования и знаков различия, а так же установить порядок и сроки перехода на измененную форму порядок введения знаков различия.
5) Обязать Министерство промышленных товаров широкого потребления СССР обеспечить изготовление тканей для форменной одежды личного состава железнодорожного транспорта и поставку этих тканей Министерству путей Сообщения, начиная с октября 1955 года, а также разработать и по согласованию с Министерством путей сообщения утвердить технические условия на изготовление форменной одежды для личного состава железнодорожного транспорта.
6) Считать утратившим силу пункт 2 Постановления Совнаркома СССР от 4 сентября 1943 года №951 и Постановление Совнаркома СССР от 4 ноября 1944 года №1546.
"В Приложении №1 к Постановлению Совета Министров СССР от 3 сентября 1955 года №1624 давалось описание форменной одежды и знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов.
I) Форменная одежда .
Форменная одежда личного состава железнодорожного транспорта состоит из следующих предметов:
Китель – однобортный с отложным воротником, застегивающийся на один крючок и 5 металлических пуговиц с изображением технического знака на них, расположенных в один ряд, с двумя верхними прорезными карманами с клапанами.

Китель для младшего состава и тужурка:

Шинель для среднего и высшего состава:

Пуговицы кителя, тужурки, шинели и пальто высшего начальствующего состава позолоченные с изображением герба Советского Союза. Для высшего, старшего и среднего начальствующего состава китель изготовляется: зимой – из шерстяной ткани темно-синего цвета, летний – из шерстяной ткани светло-серого цвета, дополнительно белый китель – для высшего начальствующего состава из шелковой ткани, для старшего и среднего – из хлопчатобумажной, льняной или штапельной ткани.
Для младшего начальствующего и рядового состава: зимний – из сукна темно-синего цвета, летний – из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета.
Тужурка – для высшего начальствующего состава аппарата Министерства – двубортная, без окантовки, с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полях и одним нагрудным карманом с шестью пуговицами по три в ряду. При тужурке носится сорочка белого или светло-серого цвета с черным шелковым галстуком. При выездах на линию высшему начальствующему составу аппарата Министерства путей сообщения разрешается ношение кителя.
Брюки – навыпуск без окантовки и мажет – из той же ткани, что китель и тужурка.
Шинель – двубортная из драпа или сукна темно-синего цвета с двумя рядами металлических пуговиц. Для высшего начальствующего состава окантовывается светло-зеленым сукном.
Пальто летнее – для высшего начальствующего состава двубортное из светло-серой ткани.
Плащ пальто – для старшего начальствующего состава из прорезиненной шерстяной ткани, для среднего начальствующего состава из прорезиненной хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета.
Фуражка – из ткани соответствующей ткани кителя с черным околышем бархатным – для высшего, старшего и среднего начальствующего состава и суконным – для остальных. Фуражки окантовываются сукном соответственно службе. На околыше фуражки прикрепляется технический знак. Над козырьком фуражки лиц высшего начальствующего состава прикрепляется вышитый позолоченный технический знак в венке и позолоченный филигран, козырек обрамляется вышитыми дубовыми листьями. Для старшего начальствующего состава над козырьком прикрепляется серебряный филигран, а фуражка остальных работников – с лакированным ремешком. На фуражке машиниста на верхнем крае околыша ниже канта нашивается белый шелковый галун. На фуражке главного кондуктора взамен лакированного ремешка прикрепляется плетеный шнур красного цвета. Папаха – из черного каракуля для высшего начальствующего состава со светло-зеленым суконным верхом, на котором расположен крестообразный галун, вышитый золотом. Шапка – ушанка – для старшего, среднего, младшего начальствующего состава и рядового состава из черного каракуля и цигейки. Спереди в центре папахи и шапки-ушанки прикрепляется технический знак.


Фуражка высшего, старшего, среднего и младшего составов:


Фуражка машиниста, главного кондуктора и женский берет :

Папаха высшего состава и шапка-ушанка :


II) Форменная одежда для женщин.
Платье с отложным воротником, застегивающееся на один крючок и 4 металлические пуговицы , с двумя нагрудными прорезными карманами и поясом.
Юбка шестишовная с двумя боковыми карманами.
Платье изготовляется: для высшего, старшего, среднего, младшего начальствующего состава и рядового состава зимнее – из шерстяной ткани темно-синего цвета, летнее для лиц высшего, старшего начальствующего состава – из шерстяной ткани светло-серого цвета, для среднего, младшего начальствующего и рядового состава – из белой хлопчатобумажной, льняной или штапельной тканей.
Шинель и плащ – установленного образца.
Головной убор летний – берет по цвету платья , зимний – шапка – ушанка.
III) Знаки различия .
1) Знаки различия устанавливаются по должностному признаку.
Знаками различия служат петлицы на воротниках шинели, летнего пальто , плаща, тужурки, кителя и платья .
Петлицы представляют собой прямоугольник со скошенными концами длиной 10сми шириной 3,3 см вместе с кантом.
2) Петлицы изготовляются для высшего, старшего и среднего начальствующего состава из черного бархата, а для остальных работников – из черного сукна.
Края петлиц окантовываются:
для высшего начальствующего состава позолоченным шнуром;
для остальных работников по службам:
Движения, пассажирской, коммерческой, грузовой работы и связи – малиновым, локомотивного и вагонного хозяйства – синим, пути и гражданских сооружений – зеленым сукном, ширина канта 3мм.
3) На поле петлиц:

Рядовой состав:

Машинист 3 класса:

Машинист 2 класса:

Машинист 1 класса:

Младший состав:


Средний состав:



Старший состав:



Высший состав:



Заместитель министра путей сообщения СССР:

Первый заместитель министра путей сообщения СССР:

Министр путей сообщения СССР:


а) Министра путей сообщения – вышитые золотом технический знак в лаврово-дубовом венке и герб Советского Союза размером 25 мм;
б) первых заместителей Министра путей сообщения – вышитые золотом технический знак в лаврово-дубовом венке и ниже его звезда на фоне лучеобразно расходящихся линий размером 25 мм;
в) заместителей Министра – вышитые золотом технический знак и 4 звезды размером 20 мм каждая;
г) членов коллегии МПС – вышитые золотом технический знак и 3 звезды размером 20 мм каждая;
д) остального высшего начальствующего состава железнодорожного транспорта – вышитые золотом технический знак и звезда от 1 до 3 размером 20 мм каждая;
е) старшего начальствующего состава – два продольных посеребренных витых шнура шириной 3 мм каждый, технический знак и белые металлические звездочки от 1 до 3 размером 15 мм каждая;
ж) среднего начальствующего состава – один посеребренный витой шнур шириной 3 мм, технический знак и белые металлические звездочки от 1 до 3 размером 12 мм каждая
4) На поле петлиц младшего начальствующего и рядового состава нашиваются продольные полосы или угольники, на петлицах машинистов локомотивов под техническим знаком помещается металлическая эмблема-паровоз.
5) На петлицах работников железнодорожного транспорта, которым не положены знаки различия , прикрепляется только технический знак.
Примечания редакции:
1. Размер металлического технического знака 15 мм (20мм по диагонали).
2.Кроме эмблемы-паровоз встречалась эмблема-электровоз. Эмблемы встречались как белого, так и жёлтого металла (возможно старые погонные). Знаки носились также помощниками машинистов и кочегарами. Постановление Совета Министров СССР было подтверждено Приказом Министра путей сообщения №84Ц от 9 сентября 1955 года «О форменной одежде и знаках различия для личного состава железнодорожного транспорта», где Постановление Совета Министров СССР от 3 сентября 1955 года принималось к руководству и исполнению, а также приводились черно-белые рисунки новой форменной одежды и знаков различия. Перевод на новую форму одежды и знаки различия должен был быть закончен в первом полугодии 1956 года, для чего Заместителю Министра Гундобину в 5-дневный срок поручалось представить на утверждение табель должностей личного состава железнодорожного транспорта. Табель был утвержден Приказом Министра путей сообщения СССР №91Ц от 28 сентября 1955 года. Он представлял собой перечень должностей работников железнодорожного транспорта, «непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов». В перечень были включены должности по службам, входившим в состав управления и отделения, железных дорог. В примечаниях указывалось:
1) Высшему, старшему и среднему начальствующему составу разрешается ношение сапог и брюк – бридж.
2) Высшему, старшему и среднему начальствующему составу дорог Кавказа, Средней Азии и Юга разрешается ношение с белыми кителями – белых брюк.
3) Для головных уборов, обуви, петлиц и знаков различия сроки носки не устанавливаются, так как они приобретаются работниками за наличный расчет в торговой сети.

Железнодорожная форма России образца 1985 года.

Форма была введена приказом МПС № 13Ц от 19 марта 1985 г.
Этим приказом вводился перечень и вид предметов форменной одежды железнодорожников, а также новые знаки различия .
Форменная одежда включает в себя:


На летний период разрешается ношение всем категориям начальствующего и рядового состава форменного костюма модели "куртка и брюки" из полушерстяной камвольной ткани темно-синего цвета: для мужчин - куртка и брюки , для женщин - куртка и юбка .
Костюм подразделяется на две категории: для высшего начальствующего состава и для остальных работников.
На одежде ( пальто , пиджак, куртка , плащ , сорочка) должны быть прикреплены знаки различия , включающие в себя:


На наплечных знаках располагаются технический знак и знаки различия , соответствующие занимаемой должности, состоящие из звездочек и полос. Подробный перечень должностей и соответствующих им наплечных знаков приведен на сайте

Здравствуйте уважаемые.
Не знаю, как Вы, но лично я ежедневно и многократно пользуюсь таким видом транспорта как метро. Я к нему привык, мне удобного и очень экономит время. Спускаясь и опускаясь многократно в подземку, я постоянно обращаю внимание на такую простую и обычную штуку как погоны работников метрополитена. А Вы обращали внимание на них?
Может возникнуть постой вопрос - а почему, собственного говоря, работники метро носят погоны? Они что - сродни правоохранительным органам и армии? Хороший вопрос. Не сродни. Но при этом - метро - это стратегический объект, который охраняется как зеница ока, а так как метрополитен ранее относился к системе железно-дорожного ведомства, то униформа и знаки различия не должны Вас удивлять.
Хочу сразу же предупредить - я только изучаю вопрос, и не являюсь хоть-каким то специалистом в теме. Просто изучаю. Это к чему- если допустил какие ошибки - прошу не кидаться гнилыми киви, а поправить или дополнить интересной и правильной информации.
Итак, насколько я понял и выяснил, в метро погоны связны не со званиями, как в военизированных организациях, а с должностями. Все должности в метро можно разделить на 5 неравнозначных частей.
Рядовой, младший, средний, старший и высший начальствующий состав.
К рядовому в службе пути относится например монтер пути по обслуживанию стрелочных переводов или обходчик пути и контактного рельса. Им соответствует помощник машиниста. И погон у них вот такой вот:

Кстати, погоны бывают разной расцветки:
Белые - парадная рубашка
Голубые - повседневная рубашка
Темно-синие - китель и куртка на молнии.
Далее у нас младший состав. Это наладчик путеизмерительного и дефектоскопного вагона скажем. Или же машинист без класса или же машинист 3-го класса:

За ними - средний состав. Это - Старший мастер околотков (участков) пути или Старший мастер по текущему и капитальному ремонту пути. Туда же относятся Машинист второго либо первого класса, допущен, помимо работы на линии, к обкаткам и перегонкам между депо. Вот погоны:

Так же, насколько я понимаю, также к среднему составу относится и машинист-инструктор. Машинист-Инструктор - занимается контролем за работой машиниста на линии, так же инструктажем заступающих и т.д. и т.п.:

Далее у нас старший командный состав.
К нему можно отнести Заместителя начальника депо, руководителя разных служб в депо - ремонта, эксплуатации. Так же главного инженера депо. Погоны вот такие:

Начальник дистанции, начальник депо или начальник отдела:

Далее у нас идут высший начальствующий состав. Выглядит это все примерно вот так вот. Но я никогда не видел подобное.

Приятного времени суток.


Железная дорога при товарище Сталине была военизированной организацией. В определенных случаях железнодорожники находились на казарменном положении. У железнодорожнков была своя форма, похожая на военную.

http://content.foto.my.mail.ru/community/poezdavokzal/2295/h-2420.jpg
С 1943 года, как и во всех военизированных организациях были введены погоны согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1943 года "О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта", Народный комиссар путей сообщения Л.М.Каганович 13 сентября 1943 года издал приказ №711Ц. Кроме погон были введены новые звания, новые знаки различия и новая форменная одежда. Младшему начальствующему составу звания присваивались приказами начальников железных дорог, совместно с начальниками отраслевых управлений и начальниками объединений - по представлению начальника предприятия. Среднему и старшему начальствующим составам Народный комиссар путей сообщения присваивал звания приказом, по представлению начальников железных дорог, начальников управлений, отделов, объединений и строек НКПС. Высшему начальствующему составу звания присваивались постановлением Совета Народных Комиссаров СССР по представлению Народного комиссара путей сообщения.
К званиям высшего начальствующего состава относились генерал-директор путей сообщения, вице-генерал-директор путей сообщения первого и второго ранга, генерал-директор первого, второго и третьего ранга. К званиям старшего начальствующего состава относились директор-полковник, директор-подполковник и инженер-майор. Срок выслуги у них был пять лет. К званиям среднего начальствующего состава относились инженер-капитан, инженер-лейтенант и техник-лейтенант. Срок их выслуги составлял четыре года. Младший начальствующий состав - техник первого, второго и третьего ранга, старший бригадный и бригадный - имели сроки выслуги по три года (бригадный - два года). Персональные звания являлись пожизненными, лишение звания производилось только по приговору суда. Для высшего начальствующего состава требовалось еще и специальное правительственное постановление.

Погон директора - полковника службы движения.
Погоны высшего, старшего и среднего начальствующих составов представляли собой вытянутый шестиугольник с параллельными длинными сторонами. Погоны младшего начальствующего и рядового составов отдаленно напоминали эполеты, и состояли из двух соединенных между собой вытянутых шестиугольников. Верхний конец верхнего шестиугольника образовывал тупой угол с высотой скоса боковых сторон 1 см.

Погон младшего начальствующего состава.
Каждая служба железной дороги имела свои эмблемы. Эмблемой службы движения было изображение железнодорожного разъезда со сторожкой слева и светофором посередине. Впоследствии это изображение выштамповывалось на слегка вытянутой шестиугольной пластинке. Эмблемой службы тяги служил профиль паровоза, а у работников электротяги - электровоза (последнее, впрочем, встречалось довольно редко). Службу пути и строительства символизировал арочный железнодорожный мост, а у службы связи эмблемой был поставленный на угол квадрат с вписанным в него кругом, с помещенной наверху звездочкой рубиновой эмали и двумя скрещенными рубиновыми молниями в середине. Эмблемой административной службы были серп и молот, наложенные на пятиконечную звезду и французский ключ.

Форма одежды личного состава железнодорожного транспорта подразделялась на парадную и повседневную, в свою очередь подразделявшуюся на зимнюю и летнюю. Приказ предусматривал парадную форму для всех категорий железнодорожников, но реально ей обеспечивались только генералы, работники треста спальных вагонов прямого сообщения и, возможно, сотрудники Наркомата и иные аппаратчики, в той или иной степени исполнявшие парадные функции.
Женскому личному составу железнодорожного транспорта была положена почти та же форма одежды, что и мужчинам. Разница была в том, что шинели, гимнастерки и кители застегивались на левую, "женскую" сторону, вместо брюк надевали юбку, а вместо фуражки в большинстве случаев - берет. В зимнее время женщины носили кубанку.
(более подробно -

12 июня 1954 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об отмене персональных званий и знаков различия для работников гражданских министерств и ведомств”. За ним почти через год, т.е. 3 сентября 1955 года последовало Постановление Совета Министров СССР за №1624 «О форменной одежде и знаках различия для личного состава железнодорожного транспорта».

" Совет Министров Союза ССР постановляет:

1)Принять предложение Министерства путей сообщения об изменении формы одежды и введения новых знаков различия в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 6 июля 1954 года №1390 для личного состава железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов согласно Приложениям №1и 2.

2) Установить скидку со стоимости форменной одежды для лиц старшего и среднего начальствующего состава, должностные оклады которых не превышают 1100 рублей в месяц, размере 20% стоимости, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава, получающих бесплатную спецодежду (кроме машинистов локомотивов) – в размере 40% стоимости и для, не получающих бесплатной спецодежды – 50% стоимости.

3) Предоставлять рассрочку оплаты стоимости форменной одежды лицам младшего и рядового состава на срок носки, а остальным работникам – на 1 год.

4) Обязать Министра путей сообщения в двухнедельный срок утвердить табель должностей личного состава железнодорожного транспорта на получение форменного обмундирования и знаков различия, а так же установить порядок и сроки перехода на измененную форму порядок введения знаков различия.

5) Обязать Министерство промышленных товаров широкого потребления СССР обеспечить изготовление тканей для форменной одежды личного состава железнодорожного транспорта и поставку этих тканей Министерству путей Сообщения, начиная с октября 1955 года, а также разработать и по согласованию с Министерством путей сообщения утвердить технические условия на изготовление форменной одежды для личного состава железнодорожного транспорта.

В Приложении №1 к Постановлению Совета Министров СССР от 3 сентября 1955 года №1624 давалось описание форменной одежды и знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов.

I ) Форменная одежда.

Форменная одежда личного состава железнодорожного транспорта состоит из следующих предметов:

Китель – однобортный с отложным воротником, застегивающийся на один крючок и 5 металлических пуговиц с изображением технического знака на них, расположенных в один ряд, с двумя верхними прорезными карманами с клапанами.

Пуговицы кителя, тужурки, шинели и пальто высшего начальствующего состава позолоченные с изображением герба Советского Союза. Для высшего, старшего и среднего начальствующего состава китель изготовляется: зимой – из шерстяной ткани темно-синего цвета, летний – из шерстяной ткани светло-серого цвета, дополнительно белый китель – для высшего начальствующего состава из шелковой ткани, для старшего и среднего – из хлопчатобумажной, льняной или штапельной ткани.

Для младшего начальствующего и рядового состава: зимний – из сукна темно-синего цвета, летний – из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета.

Тужурка – для высшего начальствующего состава аппарата Министерства – двубортная, без окантовки, с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полях и одним нагрудным карманом с шестью пуговицами по три в ряду. При тужурке носится сорочка белого или светло-серого цвета с черным шелковым галстуком. При выездах на линию высшему начальствующему составу аппарата Министерства путей сообщения разрешается ношение кителя.

Брюки – навыпуск без окантовки и мажет – из той же ткани, что китель и тужурка.

Шинель – двубортная из драпа или сукна темно-синего цвета с двумя рядами металлических пуговиц. Для высшего начальствующего состава окантовывается светло-зеленым сукном.

Пальто летнее – для высшего начальствующего состава двубортное из светло-серой ткани.

Плащ пальто – для старшего начальствующего состава из прорезиненной шерстяной ткани, для среднего начальствующего состава из прорезиненной хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета.

Фуражка – из ткани соответствующей ткани кителя с черным околышем бархатным – для высшего, старшего и среднего начальствующего состава и суконным – для остальных. Фуражки окантовываются сукном соответственно службе. На околыше фуражки прикрепляется технический знак. Над козырьком фуражки лиц высшего начальствующего состава прикрепляется вышитый позолоченный технический знак в венке и позолоченный филигран, козырек обрамляется вышитыми дубовыми листьями. Для старшего начальствующего состава над козырьком прикрепляется серебряный филигран, а фуражка остальных работников – с лакированным ремешком.

Фуражка высшего состава

Фуражка старшего состава

Фуражка среднего и младшего состава.

Фуражка машиниста

Фуражка главного кондуктора

Папаха высшего состава

Шапка-ушанка

Женский берет

На фуражке машиниста на верхнем крае околыша ниже канта нашивается белый шелковый галун.

На фуражке главного кондуктора взамен лакированного ремешка прикрепляется плетеный шнур красного цвета.

Папаха – из черного каракуля для высшего начальствующего состава со светло-зеленым суконным верхом, на котором расположен крестообразный галун, вышитый золотом.

Шапка – ушанка – для старшего, среднего, младшего начальствующего состава и рядового состава из черного каракуля и цигейки. Спереди в центре папахи и шапки-ушанки прикрепляется технический знак.

II ) Форменная одежда для женщин

Платье с отложным воротником, застегивающееся на один крючок и 4 металлические пуговицы, с двумя нагрудными прорезными карманами и поясом.

Юбка шестишовная с двумя боковыми карманами.

Платье изготовляется: для высшего, старшего, среднего, младшего начальствующего состава и рядового состава зимнее – из шерстяной ткани темно-синего цвета, летнее для лиц высшего, старшего начальствующего состава – из шерстяной ткани светло-серого цвета, для среднего, младшего начальствующего и рядового состава – из белой хлопчатобумажной, льняной или штапельной тканей.

Шинель и плащ – установленного образца.

Головной убор летний – берет по цвету платья, зимний – шапка – ушанка.

III) Знаки различия

1) Знаки различия устанавливаются по должностному признаку.

Знаками различия служат петлицы на воротниках шинели, летнего

Пальто, плаща, тужурки, кителя и платья.

Петлицы представляют собой прямоугольник со скошенными концами

Длиной 10сми шириной 3,3 см вместе с кантом.

2) Петлицы изготовляются для высшего, старшего и среднего начальствующего состава из черного бархата, а для остальных работников – из черного сукна.

Края петлиц окантовываются: для высшего начальствующего состава позолоченным шнуром; для остальных работников по службам:

Движения, пассажирской, коммерческой, грузовой работы и связи – малиновым, локомотивного и вагонного хозяйства – синим, пути и гражданских сооружений – зеленым сукном, ширина канта 3мм.

3) На поле петлиц:

Министр путей сообщения СССР

Первый заместитель Министра путей сообщения СССР

Заместитель министра путей сообщения СССР

Петлицы высшего состава

Петлицы старшего состава

Петлицы среднего состава

б) первых заместителей Министра путей сообщения – вышитые золотом технический знак в лаврово-дубовом венке и ниже его звезда на фоне лучеобразно расходящихся линий размером 25 мм;

в) заместителей Министра – вышитые золотом технический знак и 4 звезды размером 20 мм каждая;

г) членов коллегии МПС – вышитые золотом технический знак и 3 звезды размером 20 мм каждая;

д) остального высшего начальствующего состава железнодорожного транспорта – вышитые золотом технический знак и звезда от 1 до 3 размером 20 мм каждая;

е) старшего начальствующего состава – два продольных посеребренных витых шнура шириной 3 мм каждый, технический знак и белые металлические звездочки от 1 до 3 размером 15 мм каждая;

ж) среднего начальствующего состава – один посеребренный витой шнур шириной 3 мм, технический знак и белые металлические звездочки от 1 до 3 размером 12 мм каждая

4) На поле петлиц младшего начальствующего и рядового состава нашиваются продольные полосы или угольники; на петлицах машинистов локомотивов под техническим знаком помещается металлическая эмблема-паровоз.

5) На петлицах работников железнодорожного транспорта, которым не положены знаки различия, прикрепляется только технический знак.

Примечания редакции: 1. Размер металлического технического знака 15 мм (20мм по диагонали).

2.Кроме эмблемы-паровоз встречалась эмблема-электровоз. Эмблемы встречались как белого, так и жёлтого металла (возможно старые погонные). Знаки носились также помощниками машинистов и кочегарами.

Постановление Совета Министров СССР было подтверждено Приказом Министра путей сообщения №84Ц от 9 сентября 1955 года «О форменной одежде и знаках различия для личного состава железнодорожного транспорта», где Постановление Совета Министров СССР от 3 сентября 1955 года принималось к руководству и исполнению, а также приводились черно-белые рисунки новой форменной одежды и знаков различия. Перевод на новую форму одежды и знаки различия должен был быть закончен в первом полугодии 1956 года, для чего Заместителю Министра Гундобину в 5-дневный срок поручалось представить на утверждение табель должностей личного состава железнодорожного транспорта. Табель был утвержден Приказом Министра путей сообщения СССР №91Ц от 28 сентября 1955 года. Он представлял собой перечень должностей работников железнодорожного транспорта, «непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов». В перечень были включены должности по службам, входившим в состав управления и отделения, железных дорог. В примечаниях указывалось:

«1) Высшему, старшему и среднему начальствующему составу разрешается ношение сапог и брюк – бридж.

2) Высшему, старшему и среднему начальствующему составу дорог Кавказа, Средней Азии и Юга разрешается ношение с белыми кителями – белых брюк.

3) Для головных уборов, обуви, петлиц и знаков различия сроки носки не устанавливаются, так как они приобретаются работниками за наличный расчет в торговой сети».