Кровная месть в Чечне: как работает традиция. Кровная месть За что объявляли кровную месть


Что такое «кровная месть»? Это понятие известно нам ещё с очень давних времён, когда люди были мало знакомы с законом и имели весьма расплывчатую мораль. Они считали, что месть является отличным способом восстановить справедливость. И иногда осуществляли эту месть к ни в чём неповинному человеку, лишь оказавшемуся близким родственником того, к кому имелись претензии. Довольно глупый и жестокий обычай. Но теоретически должен был остановить преступника - ведь никто в здравом уме не захочет пожертвовать своими близкими из-за каких-то принципов или неприязни к кому-либо. Увы, преступники, здравомыслием редко обладают. Поэтому многим их близким приходилось страдать и терпеть строгий нрав народа, придумавшего и осуществляющего данный принцип кровной мести.

К примеру, в произведении Л. Н. Гумилёва «От Руси к России» был представлен такой эпизод жизни наших предков.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Правитель одного государства решает казнить своих подопечных из-за принятия взяток и, следовательно, причины обнищания страны, и в первую очередь государя. Но подопечные оказались неглупыми людьми - они стали зарывать сундуки с золотом в укромные места и их расположение сообщать родственником. Государь не постыдился и начал убивать заодно и родственников, чтобы уничтожить желание злоумышленников обхитрить его. (Не совсем точный пример для раскрытия понятия кровной мести, но отчасти верен.)

Другим примером является произведение Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин крадёт Бэлу с помощью её брата, которому обещает за это чужую лошадь. Лошадь, к несчастью, принадлежала жестокому человеку Казбичу, который тут же решил отомстить за недопустимую выходку Печорина - похищение коня Казбича. Он убивает Бэлу, считая, что тем самым забирает самое дорогое у Печорина. Так осуществляется кровная месть, когда погибает близкий человек того, кто нанёс обиду человеку.

Таким образом, кровная месть является одним из самых отвратительных и ужасных пороков человека. Здесь нет справедливости, только жестокость и равнодушие к участи людей.

Обновлено: 2018-09-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

КРОВНАЯ МЕСТЬ - КРОВНАЯ МЕСТЬ - обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода, который состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. В РФ обычай К.м. существует среди некоторых народов Северного Кавказа. В УК РСФСР была установлена ответственность за К.м. в порядке,установленном положением о примирительном производстве по делам о К.м. (преступ-, ление, составляющее пережиток местных обычаев). В УК РФ мотив К.м. - один из.отягчающих обстоятельств убийства.

КРОВНАЯ МЕСТЬ

КРОВНАЯ МЕСТЬ - обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода, который состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. В РФ обычай К.м. существует среди некоторых народов Северного Кавказа. В УК РСФСР была установлена ответственность за К.м. в порядке,установленном положением о примирительном производстве по делам о К.м. (преступ-, ление, составляющее пережиток местных обычаев). В УК РФ мотив К.м. - один из.отягчающих обстоятельств убийства.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

КРЕСТЬЯНСКОЕ - КРЕСТЬЯНСКОЕ (фермерское) ХОЗЯЙСТВО самостоятельный хозяйствующий субъект с...
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА система разработанных рекомендаций по планированию...
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ совокупность знаний об определенном...
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА изучение, анализ, оценка экономических,социальных.культурновоспитательных и...
КРИТИЧЕСКАЯ - КРИТИЧЕСКАЯ (радикальная) КРИМИНОЛОГИЯ течение в западной криминологии, ...
КУЛЬТУРНАЯ - КУЛЬТУРНАЯ (культурнонациональная) АВТОНОМИЯ в конституционном праве предоставление...
КУПЛЯ-ПРОДАЖА - КУПЛЯПРОДАЖА си. Договор куплипродажи. ...
КУПОННЫЙ ЛИСТ - КУПОННЫЙ ЛИСТ лист, прилагающийся к акции.. облигации...

Понятие кровной мести

Определение 1

Кровная месть (вендетта, от итальянского «vendetta» - «мщение») является древнейшим обычаем, характерным для родоплеменного устройства, по которому лицо, которое совершило убийство, либо кто-то из членов его семейства, племени, рода, клана, группировки обязательным образом подлежит преданию смерти в порядке возмездности.

Кровную месть производит, соответственным образом, кто-то из членов рода, семьи, клана, племени, группировки и т. п., к которой имел принадлежность убитый. В некоторых случаях, кровная месть могла быть заменена выкупом либо переходом на пострадавшую сторону человека, который совершил убийство, для замещения убитого. Тут человек воспринимался в образе части родового «кровного» соединения, а понятие личной чести соединяется с пониманием чести целого кровного союза.

Происхождение кровной мести

Обычай кровной мести - это элемент правовых систем, где государственность либо не существует, либо само государство не в силах обеспечить правопорядок, значит, отсутствует монопольное право на насилие у государства. В этой ситуации за совершение убийства семья жертвы наказывает семью преступника для того, чтобы восстановить честь семейства. В образе семьи могут выступить, зависимо от обычаев, не только родственники биологического типа, но и целиком клан или вся группировка. Кровная месть сформировалась в период первобытного общества, где отсутствовали другие средства правового урегулирования.

Кровная месть отразила принцип равного воздания за преступление, который в Ветхом Завете формулируется как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение имущественного вреда виновные должны отвечать соответственным имуществом, при нанесении вреда здоровью - соответственной материальной компенсацией, за убийство - смертью или изгнанием, что соответствует наиболее простейшему пониманию справедливости человеком. Возложение ответственности на семью или род, с одной стороны, может делать месть легче осуществимой, с иной - ставит убийцу в положение ответственного перед собственным семейством, ведь ему удастся избежать мести, она просто будет осуществляться по отношению к кому-нибудь другому члену семьи.

Кровная месть может быть чревата опасными последствиями, месть часто становится ещё более ожесточенной, чем предшествовавшее ей преступление, она несет за собой ответную «месть за месть», и в результате выливается в продолжительные кровавые конфликты, часто приводящие к обескровливанию двух враждующих группировок либо полному уничтожению одной из них. С одной стороны, это может служить некоторым фактором сдерживания, с этим связывают, к примеру, бытовавший у арабов обычай грабительских набегов на соседей, при которых самым наилучшим образом действий был захват ценностей, но никого не убивая при этом, чтобы не спровоцировать кровную месть. С иной стороны, как понято уже очень и очень давно, негативные последствия слишком велики; стали известными случаи, когда целые кланы осуществляли месть за события давно прошедшей давности, в итоге полностью уничтожив друг друга. В последствие этого уже у древнейших народов имелись обычаи, которые позволяли прекращать или предотвращать кровную месть. Так, у этих же кочевых арабов род осуществившего непреднамеренное убийство имел возможность откупа достаточно крупным выкупом.

У кумыков адат кровной мести именовался «душманкъавлав» («преследование врага»), «къангъакъан» («кровь за кровь»). Родовая солидарность отражалась вообще в защите всеми членами рода общих интересов напротив внешнего посягательства. Средством самостоятельной обороны рода являлась кровная месть. «Кровная вражда определенных семейств, - писал А. В. Комаров, - выходила из рода в род; иногда кровемщение происходило между селениями и протекало целыми столетиями. Жители некоторых селений, боясь от кровемщения, уходили на иные места и образовывали новые селения в чужих обществах». «Невзирая на судебную кару, - отмечал П. Ф. Свидерский о южных кумыках, - родственники убитого считали собственным священным долгом пролитие крови убийцы либо его родных, происходит новое убийство или же ранение, которое влечет с обратной стороны опять кровную месть, говорят, другие семьи враждуют этим образом поколениями».

Историко-географическое распространение кровной мести

В Европе средневекового периода обычай кровной мести обладал широким распространением.

Так, кровная месть широкую известность имела в Древней Руси: упоминание о ней существует в Русской Правде 11-12 века, где, в частности, были оговорки, кто обладал правом мщения за убийство родственника. За убийство родственника могли мстить:

  • братья за братьев;
  • сыновья за отца;
  • отец за сыновей;
  • племянники за дядь и тёть.

Замечание 1

В иных случаях, а также в случае, когда мстителя не удавалось отыскать, убийца был обязан заплатить виру, то есть штраф в пользу князя. Сыновья Ярослава Мудрого в 12 веке на законодательном уровне учредили запрещение кровной мести.

Месть являлась распространенной и в средневековый период Италии, скандинавских государствах, посреди германских народов и в государствах, которые были населены представителями этих культур. Термином «вендетта» кровная месть именовалась, основным образом, на островах Корсика и Сардиния, где она существовала даже в начале 20 века. В 12-19 веках обычаи стали практиковать греки-маниоты с полуострова Мани на территории Южной Греции.

На сегодняшний день принцип кровной мести сохранил практическое применение:

  • в странах Ближнего Востока;
  • у некоторых кавказских народов;
  • в Албании;
  • в Южной Италии.

Кровная месть в современном праве

По состоянию на 2009 год законодательные основы Российской Федерации рассматривали мотивацию кровной мести при совершениях убийств как обстоятельство, которое отягчают вину. За убийства, совершенные на почве кровной мести, 105 статья Уголовного кодекса РФ предусмотрела наказание в форме лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет, или пожизненного лишения свободы.

Кровная месть – атавизм человеческого общества, хотя в удаленных местах, например, горных деревнях Сицилии, она практикуется до сих пор. Мы решили обратиться к истории, чтобы понять, как формировался этот обычай, и как кровную месть разрешали бескровно.

«…Что творилось бы на земле, если б люди, вопреки всяким доводам рассудка, только и знали, что сводили друг с другом счеты? Разве не в этом проклятье Сицилии, где мужчины так заняты кровной местью, что им некогда зарабатывать хлеб для семьи». Дон Корлеоне.

«Око за око»

Традиция кровной мести уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества, когда не то что понятия права в его современном значении, но и понятия государства толком не существовало. Однако, невзирая на этот факт, имели место своего рода первобытные, самые примитивные и ясные на полу-инстинктивном уровне понятия о справедливости.

Всем известная формулировка «око за око, зуб за зуб» происходит из Ветхого Завета (Левит, 24, 20), и отнюдь не ограничивается лишь этим положением. В дополнение к нему, не считая параллелей в других главах Пятикнижия, приводится формулировка «перелом за перелом» и «…убивший человека должен быть умерщвлен» (Левит, 24, 21). Знаменитые законы Хаммурапи придерживаются схожих установок, если речь идет о людях одинакового статуса. Подобного рода положения в древних правовых системах в основе своей имеют тот же принцип, что и традиция вендетты – а именно принцип равного воздаяния за преступление, согласно которому убийца должен быть убит. Дальнейшее развитие властно-правовых механизмов привело к тому, что монополия права на наведение «справедливости», осталась за государством. Институт же кровной мести в подавляющем большинстве случаев оказался в положении преследуемого в уголовном порядке атавизма, характерного для традиционных обществ (где обычаи и традиции в общественной жизни доминировали над системой государственных законов).

Северные обычаи

Если говорить о территории нашей страны, то в современном российском уголовном праве мотивы кровной вражды при совершении убийства являются отягчающим обстоятельством, влекущим за собой более суровое наказание. Но при этом, как и в других европейских странах, данная традиция имела место на территории России в раннем средневековье.

Кровная месть в Северной Европе (в первую очередь, в скандинавских странах), шла рука об руку с правом наследования имущества – а именно, порядок отмщения за убитого члена семьи в ряде случаев имел ровно ту же последовательность, что и порядок получения наследства (сын – отец – брат – сын сына и так далее). Параллельно с правом на отмщение, существовало право на выкуп, передаваемое в пострадавшей семье по тому же принципу. Со временем отмщение убийце перестало носить обязательный характер, превратившись скорее в право на возмездие с альтернативой взятия денежной компенсации – причем этот процесс происходил задолго до фиксации данного положения в письменных источниках, сохраняясь в устной традиции. В скандинавских сагах, так или иначе касающихся данного сюжета, право взять долг кровью стоит значительно выше принятия материального выкупа за погибшего. В некоторых областных сборниках средневекового скандинавского права имеется положение о том, что убийца может предложить выкуп семье погибшего не раньше, чем через год после своего деяния, и весь срок до этого он автоматически подлежал отмщению без права откупиться – фактически, объявлялся вне закона и мог быть безнаказанно убит. Одновременно с этим, мужчины, медлившие с отмщением, подвергались осуждению со стороны окружающих, и, в первую очередь, со стороны женщин своего же рода, не имевших возможности отомстить собственноручно, но заботившихся о репутации семьи.

Варварские правды (своды законов, существовавшие в Европе на заре создания государственности), также регламентировали порядок отмщения за совершенное убийство. Равно как в раннесредневековой Скандинавии или в Древней Руси, институт кровной мести был постепенно вытеснен получением семьей убитого денежной компенсации (вергельда). Что касается древнерусских правовых норм, подобного рода штраф назывался вирой, и мог выплачиваться представителям государственной власти общиной по принципу круговой поруки. В таком случае штраф назывался «дикой» или «повальной» вирой, но взимался он лишь в том случае, если конкретный убийца найден не был (или, иными словами, община предпочла его не выдавать).

Мусульманский Восток

В средневековом мусульманском мире в качестве меры наказания за убийство также была установлена выплата денежного штрафа, называвшаяся дийя. Параллельно с выплатой штрафа, убийца был обязан освободить верующего раба, находящегося у него в услужении, если же такой возможности у него не было – он обязан был поститься не меньше двух месяцев, что также могло свидетельствовать о его раскаянии перед Всевышним. Необходимо принимать во внимание тот факт, что в Аяте, регламентирующем данную ситуацию, речь идет лишь о том, что можно назвать убийством по неосторожности: «…не следует верующему убивать верующего, разве что по ошибке». И даже в этом случае родственники погибшего могут отказаться от выплаты штрафа, потребовав казни преступника. Если же речь идет об умышленном лишении жизни мусульманина, то, помимо вечных мук в загробной жизни, убийце было уготовано немедленное объявление вне закона с последующей казнью.

Вендетта

В южной Италии, а также на островах Сардиния и Корсика, институт кровной мести имел весьма широкое распространение вплоть до начала ХХ века, а в ряде случаев существует и до сих пор, что, впрочем, не сильно удивляет – хорошо известное всем слово «вендетта» проникло в массовую культуру именно из этого региона. Также весьма распространенным это явление было на Балканах, в частности, в Черногории, где рецидивы кровной мести случаются до сих пор. Черногорская традиция предписывала мстить не только за убийства, но и за преступления против чести, причем долг отмщения накладывался на всю семью, и обидчиками объявлялся также не конкретный человек, совершивший злодеяние, но любой мужчина из клана убийцы, что могло запустить механизм кровной вражды на долгие годы. При этом женщина могла не только воспитать своих детей в духе отмщения, но и совершить акт возмездия безнаказанно – убийство женщины или ребенка по мотивам кровной мести означало бы для мстителя позор, который было бы невозможно смыть до конца жизни. Наряду с этим, существовал также обычай примирения, который, в случае успеха, зачастую скреплялся семейными узами между ранее враждовавшими кланами. Разумеется, на протяжении времени этот жестокий обычай встречал резкое осуждение у представителей как светской, так и церковной власти страны. Существенным позитивным сдвигом в традиции можно было назвать то, что в какой-то момент справедливым стало считаться воздаяние только убийце, а не всей его семье.

На данный момент, невзирая на тот факт, что убийство с целью возмездия является в Черногории тяжким преступлением, мстители зачастую вызывают сочувствие у местных жителей – месть, хоть и не в законе, но в общественном мнении до сих пор носит характер не отягчающего, а наоборот, смягчающего вину обстоятельства.

(403 слова) Кровная месть – один из самых древних обычаев, появившихся в человеческом обществе. Она представляет собой обязательное возмездие, которое должно осуществиться по отношению к лицу, совершившему убийство одного из членов семьи (племени или рода), однако в некоторых случаях она заменялась выкупом. В данный момент эта традиция является пережитком прошлого, но когда-то она была настоящим бичом, приводящим к уничтожению целых родов. Поэтому данная проблема описывалась многими писателями.

Так, одним из замечательных примеров трагедии, разыгрывающейся из-за кровной мести, является нетленная пьеса Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Действие происходит в Италии, где с новой силой разгорается вражда между двумя знатными родами – Капулетти и Монтекки. Ромео влюбляется в юную Джульетту, и они попадают в безвыходную ситуацию. Их разделяет пропасть, которую они не могут преодолеть, при этом Джульетту хотят выдать замуж за нелюбимого ею человека. Девушка желает отравиться, но, переубежденная святым отцом Лоренсо, выпивает снотворное, а священник готовит побег возлюбленных, отправляя гонца с вестью Ромео, но тот не получает вести из-за эпидемии чумы. В итоге, юноша отравляет себя над телом возлюбленной, не зная, что та спит, а девушка, очнувшись, закалывает себя, обезумев от горя. Кровная месть между семьями была прекращена только после смерти их детей – и Уильям Шекспир делает на этом акцент, показывая весь ужас, кровавым следом тянущийся за местью.

На Руси понятие кровной мести существовало с древних времен, и довольно рано такому принципу как «око за око, зуб за зуб» была предложена такая альтернатива, как денежный выкуп за убитого или искалеченного члена семьи. Например, царь Иван Грозный в произведении М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» обязуется содержать семью купца, которого он казнил за нарушение закона. В кулачном бою, который был организован ради забавы, Калашников убил Кирибеевича, который был любимым воином правителя. Он мстил за то, что герой осрамил его жену, приставая к ней на улице. Но виновник так и не выдал царю причины своего поступка. Тогда Иван Грозный вынужден был его казнить, чтобы прекратить круговорот мести. Однако на своем примере владыка показал, как человек должен вести себя по закону. Еще Ярослав Мудрый отменил кровную месть и назначил штраф для тех, кто искалечил или убил представителя другой семьи. Поэтому герой дает Алёне Дмитриевне и ее детям пожизненное обеспечение, заглаживая свою вину перед ними.

Кровная месть – страшный обычай, в основе которого лежит право мести, принадлежащее родственникам пострадавшего или убитого человека. Деятели искусства не раз обращались к этой теме, стараясь показать, насколько ужасные последствия она несет за собой. Кровная месть осталась рудиментом своей эпохи, поэтому ее нет ни в одной цивилизованной стране.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!