Гармоничные сочетания цвета. Цветовые гармонии родственных цветов Группы гармонических сочетаний

Эта статья продолжает серию материалов "Полное руководство по теории цвета для вязальщиц". Если Вы не читали предыдущие статьи, то рекомендую ознакомиться с ними прежде чем продолжить чтение этой статьи.

Часть 3. Гармоничные сочетания

В первой и второй частях мы рассмотрели цветовой круг, узнали что он состоит из первичных, вторичных и третичных цветов, разобрались с характеристиками цвета. В этой статье мы рассмотрим основные цветовые схемы, которые наилучшим образом сочетают цвета и примеры использования этих схем в работах дизайнеров с популярного сайта вязальщиц ravelry.com.

Традиционные цветовые схемы

Существует шесть основных цветовых схем гармоничных сочетаний. Рассмотрим, как могут они помочь в подборе пряжи для вязания наших изделий.

О комплементарных цветах мы уже говорили в первой части руководства. Напомню, комплементарными, или дополнительными, цветами называются те цвета, которые находятся в противоположных лучиках цветового круга. Например, это фиолетовый и желтый, красный и зеленый, зеленый лайм и красно-фиолетовый и так далее. Эти цвета прекрасно дополняют друг друга, подчеркивая и усиливая цвет. Наибольший контраст этих цветов проявляется в чистых спектральных оттенках цвета. Чаще всего такие цвета используют не в равном соотношении, а только в качестве акцента в виде отделки или небольших вкраплений. Используя размытые или более темные оттенки из дополнительных цветов можно сочетать эти цвета, не боясь вырвать глаз, и в большей или почти равной пропорции.

Taiga by Svetlana Volkova

В этом примере мы можем видеть, как дизайнер использовала в равной пропорции комплементарные цвета, но в их размытом виде, цвета на цветовом круге находятся близко к центру. Помните, что Вы можете использовать любой оттенок из лучей комплементарных цветов.

Разделенные комплементарные цвета - это использование цвета из лучика, примыкающего к дополняющему, как с одной стороны от него, так и с другой. Использование такой цветовой схемы имеет также очень сильный цветовой контраст, но уже с меньшим напряжением для глаз. Выбор таких цветов можно использовать и в паре в любой комбинации, и в тройке цветов, выбирая один цвет как основной, а два других для раставления акцентов в узоре. Эта цветовая схема особенно хороша для начинающих, так как всегда выглядит великолепно!

The Life Aquaticby Serena Murphy

В этом примере дизайнер использовал один из разделенных комплементарных цветов как основной, а второй из его пары и противоположный в качестве акцента для составления узора для кокетки. Свитер выглядит свежо и не перегружен цветом.

Аналогичными называются цвета, находящиеся в тройке рядом расположенных лучиков. Так аналогичными цветами будут красно-фиолетовый, красный и красно-оранжевый или красно-оранжевый, оранжевый и желто-оранжевый. Отсчет тройки аналогичных цветов можно начинать с любого цвета. Подытоживая, схемой аналогичных цветов будут любой цвет из лучика цветового круга и два рядом стоящих цвета. И здесь можно выбирать любые оттенки из этих лучиков.

Kiyomi by Barbara Gregory

В этом примере наглядно видно, как очень похожие цвета сочетаются между собой. Для того, чтобы вязать жаккард из таких цветов, обратите внимание, чтобы они были контрастными по степени светлоты (яркости). Если Вам не хватит этого контраста, то узор контраста просто потеряется. Если Вы сомневаетесь в правильности выбора цвета, то просто свяжите образец, сфотографируйте его и преобразуйте в любом редакторе в черно-белое изображение. Если узор будет ярко выражен, то Вы не ошиблись и можете смело вязать изделие выбранным узором в выбранной цветовой комбинации!


Схема триадной цветовой гармонии использует три цвета, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Если соединить равноудаленные от центра точки в лучиках этих цветов, то получится равносторонний треугольник. Комбинации этих цветов получаются довольно яркие, даже если Вы используете ненасыщенные или блеклые тона из этой цветовой схемы. Поэтому триадные цвета в узорах должны быть тщательно сбалансированы, пусть один цвет доминирует, а два других используется в качестве акцента.

Byzantine Pullover by Tanis Lavalee

В этом примере мы видим, что в триадной цветовой схеме орнамента сине-зеленый цвет был выбран в качестве доминирующего, а желтый и лиловый цвета были выбраны для акцента на орнаменте. Чтобы свитер не был перегружен цветом, дизайнер поместил орнамент на нейтральный серый цвет.

Тетраидная гармония использует четыре цвета и состоит из двух комплементарных пар. Если соединить линией точки на этих лучах, то получится прямоугольник. Это очень богатая цветовая схема. Но надо быть осторожным при выборе такой схемы в работе, чтобы не перегрузить работу. Цвета из этой цветовой схемы трудно согласовать между собой в равной пропорции, поэтому лучше выбирать один доминирующий цвет, а остальные для его смягчения. Кроме того, Вы должны обратить внимание на баланс теплых и холодных тонов.

Summer In Tokyo by Marianne Isager

В этом примере Вы видите, что доминирует оранжевый цвет, хотя его использовано совсем немного. Остальные цвета уравновешивают его своей пропорцией. Кроме того мы видим здесь баланс теплых и холодных тонов: прохладный бледно-голубой и фиолетовый сбивают интенсивность теплого оранжевого и желтого цветов.

Монохромная гармония сочетает в себе все цвета из одного лучика цветового круга, это оттенки одного чистого спектрального цвета разной степени яркости (светлоты и темноты). Это мягкая, сбалансированная цветовая схема, всегда дающая прекрасный результат, при использовании цветов любой степени контраста.

Teal Colorblock Sweater by Melissa Leapman

В этом примере использованы три монохромных оттенка. Самое примечательное в том, что эту цветовую схему можно с легкостью использовать и не ошибиться при использовании разных текстур и толщины пряжи, различной пряжи по составу: пушистые и гладкие виды пряжи, рыхлые и плотные вязки, использование люрекса для отделки.

Итак, обобщим все вышесказанное. Мы рассмотрели шесть основных цветовых схем, которые представляют гармоничные сочетания.

1. Дополнительные, или комплементарные цвета - два цвета, расположенных друг напротив друга в цветовом круге. Довольно смелый выбор для сочетаний, нужно использовать в неравной пропорции или разбавленные оттенки.

2. Разделенная комплементарная гармония - три цвета, два цвета из которых расположены рядом с противоположным цветом на цветовом круге. Более мягкое, чем комплементарная гармония, сочетание.

3. Цветовые схемы аналогичных цветов очень гармоничны и используют три рядом расположенных на цветовом круге тона.

4. Триадная цветовая схема образует треугольник равноудаленных цвета. Сочетания из этой цветовой схемы, как правило, яркие и драматичные.

5. Тетраидные цветовые схемы используют два набора дополнительных цветов. С этой цветовой схемой, может быть, трудно работать, но при правильном подходе получаются довольно богатые сочетания.

6. Наконец, монохромная гармония - мягкая и беспроигрышная, использует оттенки из одного луча цветового круга.

Мы рассмотрели основы цветовой теории характеристики цвета и цветовые схемы гармоничных сочетаний. В следующей статье поговорим о, так называемых, нейтральных тонах, которые используются в дизайне одежды, и о том, как использовать цвета и нейтральные оттенки вместе в нескольких классических комбинациях.

Гармония от греческого harmonia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу. В цветной композиции тоже можно применять способы гармонизации, есть множество теорий с помощью которых пытались добиваться гармоничных сочетаний цветов, многие ученые работали над данной проблемой причем работали не только и не столько ученые изучающие физику цвета и света, а как правило те умы, которые пробовали осмыслить как цвет воздействует на психику человека, пытаясь добиться по средствам сочетания цветов определенного восприятия. Рудольфа Адамса и Альберта Манселла можно назвать в числе первых кто сделал значимые шаги в данном направлении. После них были многие назову некоторых кто на мой взгляд в настоящее время наиболее актуален Б. М. Теплов в его теория основывалась на круге с тремя основными цветами жёлтый, синий, красный. Шугаева В. М. и Козлова В. Н данные авторы опирались на круг с четырьмя основными цветами. Соответственно и мы рассмотрим гармонии на основе указанных цветовых кругов, и не забудем упомянуть о цветовых сочетаниях где используется один оттенок цвета, то есть цветовой круг не нужен.

Гармоничные сочетания ахроматических цветов.

Как мы уже выяснили ахроматическими мы называем оттенки серого, которые располагаются от белого к черному. Как можно добиться гармоничного сочетания между этими цветами. Тут уместно разделить процесс на гармонизацию собственно цветов, то есть выстраивания некоего ряда сочетаемых по тому или иному принципу цветов, который будет использоваться в композиции, и соотношение площадей на которых данные цвета будут располагаться.

Для гармонизации ахроматических цветов используют ступенчатую серую шкалу, или если композиция монохромная, то шкалу из оттенков определенного тона. Ступеней в шкале может быть разное количество важно, чтобы ступени делили отрезок от черного к белому на равные части, то есть шкала должна быть равно ступенчатой.

Далее из данной шкалы выбирают нужное количество оттенков, то есть композиция может состоять из двух, трех и более оттенков серого. Композиции из трех оттенков считаются наиболее гармоничными. При чем надо понимать, что даже когда композиция состоит из большого количества оттенков, часто на этапе эскиза и композиционных поисков, стараются свести к трем оттенкам, например, пейзаж часто разбивают на три пятна, передний средний и дальний планы, которые стараются гармонично связать между собой по средствам тональных отношений. А потом внутри данных пятен разрабатывать более тонкие градации при этом стараются не нарушать целостность трех основных пятен и отношений между ними.

Оттенки для композиции из серой шкалы выбирают либо с включением черного, белого и одного или нескольких серых, или только черный и белый, такая гармоническая схема называется полной .

Если выбирают белый и светлые оттенки серого, то такая схема называется светло-серой .

Черный и темные оттенки серого, темно-серой .

Когда оттенки берутся из середины шкалы, то тогда это средне-серая гармоническая схема.

Конечно, все данные схемы достаточно условны, например сочетание цветов может быть средне-серым, но при этом быть достаточно темной. Да и утверждение что композиция, разбитая на три тона является наиболее гармоничной тоже не бесспорно, есть разные мнения на этот счет.

Иногда серую шкалу составляют так, что можно разделить ее на темные оттенки и светлые, например, ели ступеней будет на пример десять то можно четко провести границу между темным и светлым.

Считается, что если выбирают оттенки, расположенные на серой шкале через равные промежутки то такая схеме наиболее гармонична, то есть она воспринимается как наиболее спокойная. Если промежутки между выбранными оттенками не равны, то получается более экспрессивная гармония.

Если приходится на практике использовать серую, или монохромную шкалу для гармонизации, то желательно иметь достаточно большую шкалу с как можно большим количеством ступеней, чтобы иметь больше места для маневра.

Например, в офорте есть такой инструмент как шкала травления, это разновидность серой шкалы, которая используется для получения определенных оттенков, при травлении офортной доски. Так вот офортисты стараются делать больше оттенков на шкале травления чем, будут использовать при травлении, и это делается для того чтобы иметь возможность более гибко и широко корректировать процесс травления, то есть светлотные отношения.

Что касается соотношения распределения выбранных оттенков на композиции, то тут тоже могут быть разные подходы.

Например, в композиции из трех оттенков можно пойти таким путем делим площадь композиции, таким образом, один оттенок занимает 50%, второй 32%, последний18%. Получаем соотношение близкое к золотому сечению, которое будет восприниматься как очень спокойная композиция.

Или другой пример, когда предлагается композицию из четырех тонов делить, таким образом, 1/6 белый, 1/6 черный, 2/6 первый серый, 2/6 второй серый, такое распределение позволяет получить достаточно спокойную сбалансированную композицию.

В принципе в данном случае можно использовать любые гармоничные сочетания чисел, которые предлагают как математика, так и геометрия, о чем мы, наверное, поговорим, когда-нибудь более подробно, в соответствующей статье.

Еще хочется сказать, что на самом деле гармонизация оттенков серого это первый этап при гармонизации хроматических цветов, то есть художники, перед тем как преступить к созданию цветной композиции часто создают чёрно-белый эскиз. Многие фотографы тоже без эскиза не обходятся, и часто эскиз бывает не один. Есть целая технология поэтапного решения все возможных художественных задач, от композиционных поисков, в том числе гармонизация, до детальной проработки всей композиции в монохромном или ахроматическом варианте, а потом уже переходят к созданию цветной композиции, как завершающий этап работы. Причем подобные во многом сходные подходы существуют как в традиционных художественных технологиях, так и в цифровых, и фотография тоже таких подходов не гнушается и эффективно использует, особенно в ретуши и коллажировании.

Гармоничные сочетания хроматических цветов.

Суть в том, что разных схем сочетания хроматических цветов великое множество они строятся на разных теориях и с использованием все возможных цветовых кругов.

Мы здесь, прежде всего, рассмотрим несколько наиболее используемы схем, основанных на двенадцати частном цветовом круге, где основными являются желтый, красный, синий цвета, хотя данные схемы можно более или менее успешно, использовать на любом другом цветовом круге.

Прежде всего надо сказать что любые гармоничные сочетания делятся на две категории, контрастные и нюансные сочетания . Соответственно любые сочетания, где используется явный контраст цветов или оттенков и есть контрастные. А сближенные, сочетания, как правило, расположенные рядом на круге не образующие явного контраста, являются нюансными.

И так схемы гармонических сочетаний.

Одноцветная (монохроматическая); монохромные цветовые гармонии – использование нескольких оттенков одного цвета. Данное сочетание аналог описанных выше сочетаний ахроматических цветов. Такие сочетания состоят как минимум из двух цветов. Только в место оттенков серого здесь используются оттенки, какого ни будь из спектральных цветов. И цветовой круг для построения данной гармонии не нужен, а нужна монохромная шкала, проходящая от белого к черному через требуемый спектральный цвет. Гармония может быть контрастной или нюансной в зависимости от выбранных оттенков.

Гармония аналогичных цветов или Родственная триада; в этой цветовой схеме используются смежные цвета цветового круга и их смешение. Данная гармония чаше всего используется как нюансная, но контраст тут тоже возможен. В качестве дополнительного цвета может быть использован белый или черный.

Гармония дополнительных цветов (комплементарная); в комплементарной цветовой схеме используются цвета, которые расположены, напротив. В данном случае контраст на лицо, и композиции, выстроенные на основе данной гармонии, могут быт очень контрастными, восприниматься как динамичные, экспрессивные, даже кричащие. Здесь очень легко ставить акценты.

Разбитые дополнительные; Это опять комплементарная схема. Но с одного конца она делится надвое, разбиваясь на два родственных цвета дополнительных к третьему. Сочетание еще более сложное, чем предыдущее и тоже контрастное.

Цвета лежат в вершинах равнобедренного треугольника на равном расстоянии друг от друга. Сочетание достаточно эффектное, даже если использовать пастельные цвета. Причем данная схема может строиться как на основных цветах, так и на вторичных, и даже третичных.

Предложенные сочетания цветов используются весьма часто во всех направлениях изобразительного искусства не только в живописи и графике, но также в фотографии дизайне, архитектуре, и даже визажисты, и парикмахеры работают с гармоничными сочетаниями.

Но существует мнение что основных цветов не три, а четыре обосновывается такая точка зрение рядом доводов, например, утверждается и не безосновательно, что смесь синего и желтого не дает чистый зеленый. Такой исследователь цвета как Майкл Уилкокс даже книгу так назвал «Синий и желтый не дают зеленый».

Так вот цветовые круги, основанные на четырех первичных цветах, тоже используют для гармонизации цветовой композиции.

Рассмотрим способы гармонизации с использованием данного круга.

Для начала опишем цветовой круг, на примере круга, предложенного Шугаевым.

Цветовой круг, в котором основными считаются четыре цвета синий, желтый, красный, зеленый.

Между основных цветов, расположены четыре группы промежуточных:

  • желто-красные;
  • сине-красные;
  • сине-зеленые;
  • желто-зеленые.

На основе данного круга сложилась система гармонизации цветов.

Выявлено четыре группы гармонических сочетаний:

  • однотоновые гармонии;
  • гармонии родственных цветов;
  • гармонии родственно-контрастных цветов;
  • гармонии контрастных цветов.

Однотоновые гармонические сочетания цветов; все что было сказано о Одноцветных (монохроматических) сочетаниях, описанных в предыдущих моделях, о сочетаниях ахроматических цветов, в полной мере относится и к данной группе, собственно это одна и та же группа только названия в разных моделях и у разных авторов разнятся.

Гармонические сочетания родственных цветов; Родственные цвета расположены в одной четверти цветового круга, между двумя основными цветами, У Шугаева существует четыре группы родственных цветов: желто-красные (оранжевые), красно-синие (фиолетовые), сине-зеленые, желто-зеленые.

Таким образом получаются нюансные колористические сочетания, спокойные и сдержанные, хотя определенный контраст и эмоциональность в них внести можно если добавить светлотную шкалу.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов; Родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях цветового круга, и не все сочетания данных цветов гармоничны. Существуют несколько схем, пользуясь которыми можно подобрать нужную гармонию:

  • Через круг проводят горизонтальные или вертикальные хорды, концы хорд располагаются на цветах, равно удаленных от общего главного цвета, и от контрастных главных цветов.
  • На круге располагают тупоугольный треугольник длинная сторона которого является описанной выше хордой, а вершина противоположного тупого угла является главным цветом в данном сочетании два остальных расположенных на двух других вершинах соответственно подчинены главному цвету.
  • Цвета, расположенные на вершинах прямоугольного треугольника, гипотенуза которого является диаметром цветового круга, а катеты, вертикальные и горизонтальные хорды.
  • Цвета в вершинах равностороннего треугольника, у которого одна из вершин - это главный цвет, а противоположная ей сторона является вертикальной или горизонтальной хордой.
  • Четыре цвета, расположенные по углам квадрата или прямоугольника, все стороны которых являются горизонтальными или вертикальными хордами.

Как правило при необходимости к данным сочетаниям добавляют светлотную шкалу.

Гармонические сочетания контрастных цветов; Контрастные цвета это те, которые расположены в противоположных четвертях цветового круга.

Два цвета наиболее удаленные друг от друга и соответственно расположенные на концах диаметра, являются контрастно-дополнительными. Данный вид гармонии наиболее контрастный потенциально очень эмоциональный и экспрессивный в общем обладает теми же свойствами что и «Гармония дополнительных цветов (комплементарная)», описанная выше. Как и в других схемах ее можно дополнять светлотной шкалой.

И тут надо заметить, что круги разные, а схемы, которые к ним применяются во многом похожи, не в деталях, но в основных моментах сходство несомненно есть, к чему это я. На самом деле схем гармонизации значительно больше, причем многие вполне могут работать на любом цветовом круге. Формализовать прочес все равно до конца не получится все равно придется, включать чутье и сопоставлять полученные с помощью схем цвета со своим вкусом, и корректировать полученное и результат может сильно отличатся от того который был получен с помощью все возможных схем.

Подходите к прочесу творчески.

Кстати схемы, предложенные в данной статье просто наиболее популярные.

Например, упомянутый здесь В. М. Шугаев на 16 частном круге выявил 120 гармоничных сочетаний цветов.

Но в некоторых областях ИЗО, например, в дизайне мастерам приходится работать с цветом буквально по числам в каталоге, то есть в очень узких рамках в которых свободный поиск цветовых сочетаний, как например в живописи, просто не допустим. Например, при создании фирменного стиля, нужно очень четко привязать фирменные цвета к имеющимся в каталоге цветов. И тут иногда просто нет вариантов, кроме как строго следовать гармоническим схемам.

При использовании данных схем нужно понимать, что сами по себе в отрыве от остальных принципов и законов, которые используются в композиции, данные схемы не будут работать должным образом, то есть, основные законы композиции целостность, соподчинённость, целесообразность, должны соблюдутся. Сколько бы цветов не было в композиции, один всегда так или иначе главный, ему подчинены все остальные, от него строится весь цветовой строй. Да бывают композиции в которых могут в роли главного выступать несколько разных цветов, например, в орнаменте, но тогда данная композиция делится на несколько других где в каждой отдельной все равно главным всегда один цвет.

И так мы рассмотрели несколько способов гармонизации с разными цветовыми кругами, и разными схемами гармонизации. Суть в том, что природа не формулирует так формально законы, как это делает человек, но они несомненно есть, и природа существует сообразно с этими законами, и чтобы их соблюдать иногда не обязательно пользоваться такими жесткими схемами.

Дело в том, что на практике и очень часто цветовой круг художники или фотографы не используют, и не по тому что это плохой инструмент, а по тому что с опытом приходит привычка держать круг в голове и выстраивать цветовые комбинации почти бессознательно. Более того многие поколения художников представления не имели о цветовом круге их этому просто не учили, а они все равно умудрялись делать свои произведения гармоничными, как же им это удавалось.

Еще до изобретения цветового круга были способы гармонизации, которые не требовали использования цветового круга, и они используются до сих пор. Сама натура с которой писали или рисовали подсказывала нужные сочетания цветов, например, в солнечный день все предметы вся окружающая среда пропитана солнечным светом, с присущим ему колоритом, который создает определенную среду, в которую погружена все вокруг даже глубокие тени все равно находятся в данной среде. И хотя тени как правило более холодные чем освещенные солнцем места, но среда, в которую они погружены все равно делает их более теплыми. Или в помещении, когда все освещено лампой накаливания и среда еще более теплая, но окно как часть композиции в котором мы видим ночную сцену, все равно не будет на столько холодным чтобы выпасть из общей композиции, оно все равно будет погружено в среду, которую создает лампа.

Значит среда, то есть какой ни будь определенный оттенок может работать как гармонизатор.

Так вот в Живописи и графике, а также в фотографии есть ряд приемов, которые позволяют имитировать данный эффект. Начнем с живописи, хотя в графике подобные способы тоже работают, во-первых, часто, когда художники пишут какую-либо сцену и подбирают палитру которой будут писать они заранее знают в какой цветовой строй будут держать. Будет ли эта композиция холодной или теплой и соответственно если, например, композиция будет теплой то даже самые холодные оттенки будут до определенной степени теплыми, это называется увести в теплую гамму или в холодную.

Еще часто по уже написанной картине если она кажется разваливается по цвету, то есть нет цветовой гармонии, то могут пройтись по ней прозрачным слоем краски (лессировочным) таким образом подчиняя остальные цвета тому цвету, который был у данной лессировочной краски.

Или, например, делается цветной грунт, а по нему пишут раздельным мазком какую-то композицию, таким образом грунт просвечивает из-под краски между мазками и выполняет роль среды, подчиняя себе весь цветовой строй картины.

И кстати подобных способов много, например, акварелисты пишут на тонированной бумаге она просвечивает сквозь краску и тоже играет роль гармонизатора.

А какие способы предлагает графика, тут можно в качестве гармонизатора использовать контур. Например, в станковой графике есть понятие рисующий слой, часто он реализуется в виде обводки, (контура) вокруг основных композиционных элементов, он может объединять элементы чем он толще, тем больше он подчиняет себе все остальные элементы и при определенных условиях он может работать как гармонизатор, то есть пронизывая всю композицию он может играть роль объединяющего элемента, который выравнивает цветовой строй в нужном направлении.

В фотографии тоже имеют место подобные приемы, например, цветные фильтры, которые еще на этапе съемки уже выстраивают цветовой ряд и работают как гармонизатор,

При обработке цифрового фото или при рисовании в цифре тоже имеются возможности для аналогичных приемов.

И еще один способ гармонизации - это рама и паспарту, которые тоже могут работать как гармонизатор, не секрет чем толще рамка и паспарту или просто обводка цветом вокруг картины, имеется в виду соотношение площадей, то есть толще относительно изображения, которое обрамляет обводка, тем она больше собирает картину или на оборот делает ее более свободной как правило если вокруг изображения более темная и широкая обводка (рама, паспарту) тем более собранной кажется композиция. Если же обводка более светлая, то композиция чувствует себя более свободно, в плоть до того что композиция может вообще развалится.

Так вот рамка может работать как гармонизатор если умело подобрать сочетание цвета и светлоты рамки. Более того рамка может вписать композицию в интерьер, сработать как объединяющий, гармонизирующий элемент между изображением и интерьером, помещения в котором расположено изображение.

И еще про цветовой круг, мы не коснулись в данной статье темы практической работы с кругом, дело в том, что существуют цветовые круги не только как схемы, но есть, например, механические кураги, или программы на основе цветового круга которые специально созданы для того чтобы с их помощью можно было подбирать гармонические комбинации цветов. Я планирую написать отдельную статью на эту тему, и в ней обещаю рассказать о подобных приспособлениях и программах.

На этом тема цветовой гармонии конечно не кончается, можно еще многое на данную тему сказать, но в задачи данной статьи и не входит рассказать все, скорее обозначить некоторые аспекты и разбудить интерес к данной теме.

Еще раз скажу, подходите к процессу творчески, и будет интересно!

Однотоновая гармония (в цветоведческой литературе её также называют монохромной) строится на сочетании цветов одного цветового тона, при наличии различий по светлоте и насыщенности.

Общий цветовой тон придаёт данной цветовой композиции спокойный, уравновешенный характер. Данный вид гармонии очень широко применяется в живописи, декоративно-прикладном искусстве, дизайне одежды. А вот в интерьере его нежелательно использовать, так как монополия одного цвета в пространстве, да ещё и в больших количествах, вызывает в человеческом организме дискомфорт, вплоть до проявления психофизических расстройств.

На нашем цветовом круге – это сочетание цветов из 5-ти ступеней цветового тона.

Количество ступеней, естественно может быть большим. Ахроматический равноудалённый цветовой ряд (от белого до чёрного) является также гармоничным.

Однотоновая гармония в дизайне цвета волос:

Гармония родственных цветов (нюансов).

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примеси одного и того же главного цвета.

Главными называют цвета: красный, синий, жёлтый и зелёный. Это сравнительно сдержанная цветовая гамма. Например, на нашем цветовом круге это – красный и красно-оранжевый цвета, жёлтый и жёлто-красный, но не красный и жёлтый. То есть родственные цвета – это цвета, взятые из промежутков от данного цвета до следующего главного.

В цветовом круге, а точнее – в системе цветовых кругов, имеются 4 группы родственных цветов: жёлто-красные, сине-красные, жёлто-зелёные, сине-зелёные.

Рассмотрим, как можно гармонизировать три родственных цвета – чистый красный, красно оранжевый и оранжевый. Комбинация этих цветов, взятых с круга III, не даёт тонкого цветового сочетания. Чтобы достичь гармонии в данном цветосочетании (а это равновесие оттенков), необходимо уравновесить цвета изменением их насыщенности или светлоты. Поэтому лучше взять красный цвет из III круга, красно-оранжевый – из II, оранжевый – из круга I (или II). Можно также добавить к двум цветам не высветленный, а затемнённый цвет, то есть взять их с кругов 4 и 5.

Таким образом, равнонасыщенные цветовые тона одинаковой светлоты не могут образовывать тонких цветовых сочетаний. Но если добавить к одному или двум цветам из трёх затемнённый или высветленный цвет, то цвета начинают гармонично сочетаться, акцентируя внимание на третьем, самом насыщенном цвете.

Полярная гармония.

Полярная гармония построена на противопоставлении двух главных цветов, которые могут быть как дополнительными, так и контрастными.

Например, красный и зеленый, синий и желтый, желтый и фиолетовый. В полярной гармонии могут сочетаться не только два цвета, но и больше. Например, розовый, салатовый и темно-зеленый. Главное, что эти цвета являются разновидностями двух главных полярных цветов.

Многие исследователи считают эту гармонию наиболее комфортной для глаз. Особенное сочетание контрастных цветов, так как явление последовательного контраста – закон стремления нашего организма к равновесию и самозащите.

Физиолог Э. Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе при его отсутствии они теряют спокойствие. Смесь же дополнительных или контрастных цветов дает нейтральный серый цвет. Смесь чистых спектральных цветов дает белый. На наших цветовых кругах все диаметрально расположенные цвета дают в смеси серый цвет, то есть образуют гармонию. Все цветовые сочетания, не дающие в сумме серого цвета, например, красный и синий, желтый и красный, являются экспрессивными.

Сочетание полярных цветов характеризуются наибольшей активностью, динамичностью и напряженностью. Если сочетать полярные цвета одинаковой светлоты, то от такого сочетания будет рябить в глазах.

Привести их в гармоничное сочетание можно несколькими способами:

1. Один из цветов должен быть меньше по площади.
2. К одному из цветов добавить белый или черный цвет;
3. Все цвета взять разбеленными или затемненными;
4. В один из цветов добавить ему контрастный. Например, если в чистый контрастный. Например, если в чистый красный добавить немного зеленого, он станет серо-красным и будет хорошо гармонировать с зеленым;

Рассмотрим 1-й пункт подробнее. Так как пропорциональность - это главное условие уравновешенности (помним, что Пропорция – дочь Гармонии!), то Иттен, основываясь на выводах Гете, предложил в своей книге «Искусство цвета» следующие пропорциональные приблизительные соотношения пятен контрастных цветов:
Желтый: фиолетовый = ¼: ¾
Оранжевый: синий = 1/3: 2/3
Красный: зеленый = ½: ½

Представленные количественные соотношения имеют силу только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. Как видно из пропорций, теплые, имеющие большую светлоту цвета, должны быть меньше по площади, чем холодные цвета, так как сила их воздействия намного активнее холодных. Соблюдение этого правила поможет создать комфортную для наших глаз, полярную цветовую гармонию.

Гармония построенная по принципу конструктивного построения (цвета располагаются на концах вписанных в цветовой круг геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, пятиугольников и т.д.)

Обобщив все сказанное, можно сформулировать основные принципы построения цветовых гармоний:

Принцип одинаковости цветов (однотоновые гармонии);
Принцип соподчиненности цветов (родственные гармонии);
Принцип дополнительности (полярные гармонии дополнительных цветов);
Принцип противопоставления (полярные гармонии контрастных цветов);
Принцип конструктивного построения (цвета располагаются на концах вписанных в круг геометрических фигур: треугольников, пятиугольников и т.д.).

Рассмотрим подробнее последний принцип. Многие художники, дизайнеры придерживаются «старого доброго» правила – не сочетать в композиции более 2-3 цветов. Тогда получаются очень гармоничные сочетания. Самое сильное гармоничное созвучие создается на основе равносторонних треугольников. Если три цвета будут взяты на концах, вписанных в цветовой круг равнобедренных треугольников, то они также будут составлять гармоничное единство.

А если все – таки необходимо сочетать более трех цветов, то, чтобы не получилась какофония цветов, можно следовать нескольким методам:

*Сочетать цвета по принципу конструктивного построения;
*Во все цвета добавить какой-то один цвет;

Один цвет сделать доминирующим в композиции. Этот цвет будет преобладать по суммарной своей площади в цветовой композиции, а по своему распределению на плоскости станет «всеобьемлющим», то есть, как бы окружит все цвета со всех сторон;

Создается цветовая композиция из одинаково мелких по площади цветовых пятен. Данный метод использовали французские импрессионистические художники 19 века – пуантилисты (Ж. Сера и П. Синьяк), создавшие свои гармоничные живописные картины мелкими мазками и точками.

Гармония комплиментарных цветов по цветовому кругу

Расщеплённая комплиментарная схема

Третичная схема цветовой гармонии

С уществует несколько общепризнанных подходов к созданию гармоничных цветовых сочетаний в одежде , а также интерьере или где-то еще:

  • » Монохроматическое сочетание цветов. В таком сочетании используются только различные оттенки одного и того же цветового тона.
  • » Ахроматическое сочетание цветов. Для создания композиции в таком стиле используются черный, белый и многочисленные оттенки серого цвета.
  • » Комплементарное (контрастное) сочетание цветов. Это сочетания дополнительных пар цветов, исходя из представления цветового круга.
  • » Сочетание трех равноудаленных оттенков. В таком сочетании используются три оттенка на цветовом круге, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга. Чтобы этого добиться, можно вписать в круг равносторонний треугольник и крутить его в разные стороны.
  • » Total look в одном цвете. Для создания композиции используют только один цвет для всего наряда. Допустимы небольшие включения контрастного цвета в аксессуарах.
  • » Сочетание теплых и холодных тонов. Это сложные сочетания, которые могут быть рекомендованы людям с хорошо развитым чувством стиля. Упростить такие сочетания поможет введение в ансамбль третьего ахроматического цвета.

Скачайте Инструкцию по сочетанию оттенков в одежде..

Давайте рассмотрим все нюансы этих приемов применительно к составлению стилистически выдержанного гардероба, а также некоторые специфические методы подбора сочетаемых цветов.

Монохроматичесое сочетание цветов

Монохроматическое сочетание цветов подразумевает сочетание трех и более оттенков одного цвета. Одежда в такой цветовой гамме оставляет впечатление достаточно простой, но в то же время мягкой, модной, женственной и благородной. Важно отметить, что в некоторых случаях очень близкие оттенки в пределах одного тона могут сливаться и создавать дисгармонию. Чтобы избежать этого, стоит рассмотреть не только оттенки в пределах одного и того же тона, но и созвучные оттенки смежного тона. Давайте разберем на конкретном примере. Синий тон имеет несколько оттенков: циан (сине-зеленый цвет или «цвет морской волны»), лазурь, неоновый, ультрамарин, кобальтовая синь и др. Так как это все оттенки в пределах одного тона, то любое их сочетание называется монохроматическим. Теперь давайте вспомним детскую считалочку: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". В ней перечисляются в определенном порядке все семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Таким образом, для синего цвета смежными являются голубой и фиолетовый. И дополнительный цвет для нашего ансамбля мы будем искать именно среди многообразия оттенков голубого (аквамарин, бирюзовый, электрик и др.) или фиолетового цветов (индиго, лавандовый, пурпурный и др.).

Ахроматическое сочетание цветов

Как известно, ахроматические цвета лишены тона. Существует всего один максимально чёрный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным. Неоспоримое преимущество ахроматических цветов в том, что они являются прекрасным фоном для любых других тонов.

Ахроматические цвета совместимы практически с любыми хроматическими цветами за редким исключением.

Белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более тёмными, чёрный, наоборот, - повышает их яркость и делает их более светлыми. Также надо знать, что белый и черный цвета сильно повышают контрастность хроматических цветов, находящихся рядом с ними. А играть на очень контрастных оттенках следует с большой осторожностью.

Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цветовом тоне. Серый цвет - это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Вместе с тем, серый - это базовый цвет нашего мира. Мы различаем черты лица, отдельные пряди волос именно благодаря серым теням, отражающим рельеф. Перепады серого помогают нам распознать текстуру ткани, как и многие другие явления в мире.

Благодаря такой универсальности независимо от "колорита" и "cезона" каждый из нас может носить одежду темно-серого цвета (цвета древесного угля), но только в компании с цветами из сезонной палитры.

Комплементарное сочетание цветов

С одной стороны, комплементные цвета, стоящие рядом, приводят друг друга к максимальной яркости. Этим приемом зачастую пользуются художники, играя дополнительными цветами там, где надо поставить акцент. С другой стороны, те же цвета, смешанные вместе, дают серый цвет. Это очень важно с физиологической точки зрения. Человеческий глаз устроен таким образом, что чтобы чувствовать себя непринужденно, ему необходимо видеть нейтральный серый цвет. В этом заключается один из принципов цветовой гармонии: два и более цвета взаимно гармоничны, если их смесь производит серый. Наши глаза видят серый в двух ситуациях: при смешении желтого, красного и синего, либо из комплементных пар. Более того, любому оттенку просто необходим комплементный оттенок для целостности и гармонии. В этом легко убедиться, проведя небольшой эксперимент. Дело в том, что человеческий глаз как-бы генерирует дополнительный цвет там, где его не хватает. Перед Вами два квардрата. Посмотрите в течение одной минуты на красный квадрат, затем закройте глаза и Вы увидите комплементный ему зеленый квадрат. Такой эксперимент можно проделать с любым цветом. Каждый раз Вы будете видеть его дополнительный цвет.

Кроме того, необходимо помнить, что максимально удаленные друг от друга цвета не всегда хорошо смотрятся вместе. Такие цвета, обладающие большой насыщенностью и яркостью, часто режут глаз своей контрастностью. Поэтому, если Вас влекут противоположные тона, то лучше выбирать их приглушенные оттенки. Иногда помогает прием, когда к одному из комплементных цветов подбирается оттенок смежного тона и вводится третьим в ансамбль. Он призван смягчить восприятие.

Если контрастные детали в вашем гардеробе невелики на общем фоне, к примеру, пояс, перчатки, шарф или шапка, то они могут обладать и достаточно насыщенным и ярким оттенком.

Сочетание трех равноудаленных оттенков

Следующий прием - выбор трех равноудаленных друг от друга оттенков . Данный метод создает впечатление пестроты, силы, решительности. Сделать это можно следующим образом: в цветовой круг вписать равносторонний треугольник и крутить его в разные стороны. При этом вершины треугольника всегда будут показывать на три равноудаленных оттенка. При этом наиболее сильно выраженный цветовой контраст дадут три цвета: желтый, красный и синий. И интенсивность цветового контраста уменьшается по мере того, как выбранные цвета удаляются от этих трех цветов. Так, оранжевый, зелёный и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем жёлтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно.

Total look в одном цвете

Стильно и гармонично смотрится наряд, который выдержан в едином цвете , а небольшие детали и аксессуары имеют оттенок, контрастный к основному тону ансамбля. Ношение одного цвета говорит о классическом, простом и формальном облике.

Сочетание теплых и холодных тонов

Если вы хотите комбинировать в одном ансамбле холодные и теплые тона , то важно знать, что холодные цвета производят впечатление прозрачности и лёгкости и, в большинстве случаев, используются слишком светлыми, в то время как тёплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком тёмными. И прекрасным проводником между этими двумя полюсами послужит какой-либо ахроматический цвет или его оттенок. Используя этот нехитрый прием, вы с большой вероятностью сразу откроете для себя хорошее гармоничное цветовое сочетание.

Теории о цвете. Теория гармонических сочетаний по системе В.Н. Козлова

Лекция 5. Теории гармонических цветовых сочетаний

Цветовой круг как замкнутый спектр. Первым систематизировал цвета И. Ньютон, когда, пропуская солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов. Замкнув ее, он получил круг из 7 цветов. На стыке красного с фиолетовым получается восьмой – пурпурный цвет (неспектральный).

В основе теории о цвете В.Н. Козлова лежит цветовой круг из 24 цветовых секторов, 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Между ними существуют промежуточные цвета, которые мы воспринимаем как результат смешения основных цветов спектра. (рис. 1)

Рис. 1. 24-х частный цветовой круг, предложенный В.Н. Козловым.

К родственным в цветовом круге относятся все промежуточные цвета, расположенные между двумя основными, включая только один из их образующих. Они подразделяются на четыре группы: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные, сине-зеленые. (рис. 2)

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов, получается сравнительно сдержанная спокойная гамма, особенно когда нет активных светлотных противопоставлений.

Рассмотрим пример грамотного создания гармонии родственных цветов: допустим нужно сгармонировать три родственных цвета:

Чистый желтый;

Оранжевый;

Оранжево-красный.

Количество желтого и оранжевого в каждом цвете различно и чтобы достичь гармонии указанных цветов, необходимо их уравновесить следующим образом:

1. разбелить чистый желтый, уменьшая в нем количество желтого;

2. оранжевый разбелить в меньшей степени, уменьшая количество желтого и красного одновременно;

3. оранжево-красный оставить неизменным.

Рис. 2. Расположение родственных групп цветов в цветовом круге В.Н. Козлова.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов. Это самый обширный вид цветовых сочетаний, дающих значительное количество оттенков. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в двух смежных четвертях, это:

1. теплые: желто-красные и желто-зеленые;

2. холодные: сине-зеленые и сине-красные;

3. теплые: желто-зеленые и холодные: сине-зеленые (смешанная гармония);

4. теплые: желто-красные и холодные: сине-красные (смешанная гармония). (рис. 3)

Рис. 3. Расположение родственно-контрастных групп цветов в цветовом круге В.Н. Козлова.

Проанализируем суть гармонии родственно-контрастных цветов. Рассмотрим первую из них – желто-красную и желто-зеленую: с одной стороны, они несут признак родственности, поскольку имеется общий желтый цвет, одновременно в желто-красных цветах присутствует чистый красный, а в желто-зеленых – чистый зеленый, контрастный и дополнительный к красному, т.е. они несут признак контрастности (за счет желтого цвета роднятся, а благодаря наличию красного и зеленого контрастируют).



Не все сочетания родственно-контрастных цветов одинаково гармоничны, более гармоничны цвета, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Между такими парами существует двойная связь, они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов. Это желто-зеленый и оранжево-желтый, оранжево-красный и пурпурно-красный.

Рассмотрим сочетание желто-зеленого цвета из главного третьего круга и оранжевого из первого затемненного круга: оранжевый затемненный содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Чтобы создать гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый разбелить, тогда уменьшится количество и желтого, и зеленого тона, одновременно. При этом светлотность цвета увеличится, если же это не желательно, то к высветленному необходимо добавить такое же количество черного.

Возможные варианты получения гармоний родственно-контрастных цветов, при которых два таких цвета можно обогатить добавлением ахроматического цвета или цветом теневого ряда:

1. два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов;

2. два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами из обоих теневых рядов;

3. один цвет – чистый, остальные – из теневых рядов родственно-контрастных цветов, при этом чистый окружается цветами теневого ряда данного цвета, а остальные берутся из теневого ряда другого круга и располагаются в некотором отдалении друг от друга;

4. все родственно-контрастные цвета или затемненные или разбеленные.

В случае, когда из множества оттенков гармонии родственно-контрастных цветов нужно взять лишь ограниченное количество, при их выборе можно пользоваться моделями геометрических фигур.

Создание цветовых гармоний родственно-контрастных цветов с помощью моделей геометрических фигур. Можно получать цветовые гармонии, вписывая в цветовой круг геометрические фигуры: различные треугольники и прямоугольники. Например, равносторонний треугольник, у которого одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру. В вершине, противостоящей этой стороне, находится цвет, взаимодополнительный тому главному, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов. В цветовом круге четыре таких равносторонних треугольника. (рис. 4)

Рис. 4. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе равностороннего треугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Можно вписать прямоугольный треугольник: его стороны, дающие прямой угол, параллельны диаметрам: вертикальному и горизонтальному. Тогда гипотенуза соединяет пару взаимодополнительных цветов, а цвет в прямом углу будет родственно-контрастным по отношению к этой паре. В круге также четыре таких треугольника. Например, гармония желто-зеленого, оранжево-желтого и сине-фиолетового. В ней гипотенуза соединяет пару контрастных цветов: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, - а цвет желто-зеленый, находящийся в прямом углу треугольника, будет родственно-контрастным паре этих цветов. (рис. 5)

Рис. 5. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе прямоугольного треугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Можно вписать четырехугольник, стороны которого параллельны диаметрам круга. Это могут быть прямоугольник и квадрат. Стороны прямоугольников в этом случае связывают двумя родственно-контрастными цветами, а по диагонали располагаются взаимодополнительные цвета. рассмотрим гармонию желто-зеленого, сине-фиолетового, пурпурного и оранжевого цветов. В данной гармонии каждая из сторон прямоугольника связывает по четыре пары родственно-контрастных цветов. Это желто-зеленый и желто-оранжевый, желто-оранжевый и пурпурный, пурпурный и сине-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. По диагоналям прямоугольника располагаются взаимодополнительные цвета: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, желто-зеленый и пурпурный. (рис. 6)

Рис. 6. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе прямоугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Гармонические сочетания взаимодополнительных цветов. Для построения этого вида сочетаний необходимо, взяв исходный цвет, по цветовому кругу определить соответствующий ему взаимодополнительный. Третий цвет может быть определен из теневого ряда любого из этих цветов. Например, желтый и фиолетовый плюс третий цвет, может быть, затемненный желтый или фиолетовый.